Общий государственный долг субъектов РФ с 2017 года демонстрировал снижение в результате улучшения собираемости налогов и роста бюджетной устойчивости.
Но сформировавшийся бюджетный дисбаланс по итогам четырех месяцев 2020-го способствовал росту государственного долга на 2,1 % к прошлому году и составил 2 086,8 млрд рублей. Рост долга зафиксирован в 30 субъектах.
Долговая нагрузка за январь – апрель 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019-го выросла на 1,0 п. п. и составила 22,8 % доходов бюджета регионов. Рост зафиксирован в 39 субъектах РФ.
Снижение долговой нагрузки продемонстрировали 43 субъекта РФ.
В целях сдерживания стремительного роста долговой нагрузки и сохранения финансовой устойчивости правительство освободило субъекты от погашения бюджетных кредитов до конца текущего года и продлило программу реструктуризации бюджетных кредитов до 2029-го, также был увеличен срок по предоставлению казначейских кредитов от 90 до 180 дней.
С 2021 года будут сняты ограничения на выпуск долговых ценных бумаг регионами, которые не имеют необходимого кредитного рейтинга, а также будет доступна возможность предоставлять горизонтальные бюджетные кредиты между регионами.
Горизонтальные кредиты, вероятно, не найдут живого отклика у субъектов. В условиях медленного восстановления экономики для регионов приоритетным будет максимально аккумулировать средства для поддержания своей экономики, нежели выделять их для помощи другим регионам.
За рыночным долгом при благоприятных условиях пойдут завсегдатаи облигационного рынка, более слабые регионы ограничатся банковским кредитованием.
Тем не менее, снятие ограничений на размещение облигаций является хорошим шансом для регионов с более низкими рейтингами или не имеющих рейтингов вообще занять позицию на текущем рынке и начать формировать себе кредитную историю, отмечает доцент кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Александр Цвырко.
А для поддержания кредитной устойчивости важно формировать долговой портфель через длинные облигации с фиксированием низких ставок. Финансирование через банковские кредиты сейчас будет более коротким и, как следствие, станет давить на ликвидность бюджетов.
При продолжении рецессии экономики до конца года региональные бюджеты могут продемонстрировать снижение собственных доходов и во многом будут зависеть от поддержки со стороны федерального центра. При этом мы оцениваем возможность сокращения расходов как крайне ограниченную, поскольку перед регионами стоят обязательства по реализации национальных проектов, а также финансирование последствий пандемии. Это приведет к увеличению дефицитов бюджетов.