На протяжении нескольких месяцев при Администрации Президента Российской Федерации ведет свою работу межведомственная группа по оценке проектов новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС). От ее решения во многом зависит начало их внедрения.
Как заявила заместитель министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева, «работа по принятию стандартов очень большая и затянута на протяжении нескольких лет. Вопрос, когда они появятся, – вопрос насущный для всех. На сегодняшний день согласительные мероприятия по всем замечаниям без исключения, которые были получены и которые появились новые в рамках обсуждения, закончены и проведены. Мы ждем заключение специально созданной группы при администрации президента, что все учтено для того, чтобы проводить процедуру запуска».
Эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Владимир Борискин напоминает, что межведомственная рабочая группа по вопросам развития системы общего образования была создана на основании распоряжения Президента Российской Федерации от 22 апреля 2020 года. В частности, в распоряжении отмечалось, что группа образована в целях проведения оценки проектов федеральных государственных образовательных стандартов и анализа ключевых направлений развития системы общего образования. Среди членов рабочей группы можно назвать таких авторитетных экспертов в сфере образования, как Александр Асмолов, Любовь Духанина, Вита Кириченко, Майя Пильдес, Максим Пратусевич, Елена Шмелева. Сопредседателями группы являются Татьяна Голикова и Андрей Фурсенко.
Вместе с тем сама проблема внедрения новых стандартов не является однозначной. Предыдущие образовательные стандарты были приняты до 2012 года, то есть до вступления в силу федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Задача обновить федеральные государственные образовательные стандарты и примерные основные образовательные программы поставлена Президентом России и закреплена в поручениях по реализации послания Федеральному собранию. Новые проекты ФГОС, как отметили в пресс-службе Министерства просвещения, не содержат новаций, которые могли бы привести к дополнительной нагрузке на обучающихся или иным негативным последствиям. Также в ФГОС закреплены требования, сохраняющие фундаментальный характер образования и укрепляющие межпредметные и внутрипредметные связи. Минпросвещения получено более ста официальных заключений экспертных организаций, а также отзывы всех регионов страны, выводы которых положительно характеризуют содержание образовательных стандартов. Совет министерства по школьным стандартам в ноябре 2019 года одобрил проекты обновленных ФГОС с последующей доработкой и утверждением.
Однако значительная часть педагогического сообщества по-прежнему выступает против бесконечных «обновлений, перемен и изменений» в данной сфере. Известно также, что и министр просвещения Сергей Кравцов, вступивший в должность в январе 2020 года, вскоре после назначения заявил, что в отношении ФГОС нужно «взять паузу» для анализа ситуации и обсуждения с профессиональным сообществом. Да и результаты независимой экспертизы проектов ФГОС, проведенной комиссией Российской академии образования, свидетельствуют о необходимости их дальнейшего совершенствования.