В этом году преподаватель фортепиано Орловской детской музыкальной школы №1 им. В.С. Калинникова Нина Георгиевна Аванесова отмечает 30-летнюю годовщину работы в этом учебном заведении.
Накануне наборов в учреждения дополнительного образования корреспондент «Орловской городской» поговорил с педагогом о месте музыкального образования в современном мире.
— Нина Георгиевна, сложно ли 30 лет трудиться в одном коллективе?
— В таком замечательном – конечно же нет. До 1990 года мы жили с семьей в Баку, там я уже успела получить опыт преподавания. В связи с известными событиями перебрались в Орел. В школу им. В. С. Калинникова попала случайно. Шла мимо – зашла, рассказала о себе, меня взяли на испытательный срок.
— А что изначально привело вас в музыку?
— Мои родители не музыканты, но в те годы было какое-то благоговение перед занятиями музыкой. Каждый интеллигентный, уважающий себя человек старался, если возможно, дать детям начальное музыкальное образование. Причем поступить в те годы в музыкальную школу было довольно сложно – надо было выдержать непростой вступительный экзамен. Сейчас при приеме на бюджетное место тоже есть экзамен, но мне кажется, поступить стало проще. Уже нет столько хорошо поющих детей. Музыка, с которой сталкивается ребенок в повседневной жизни, стала, мягко сказать, другой. Дети больше не слушают до прихода в школу ту музыку, которую слушали мы – мелодичные, красивые советские песни. И классической музыки раньше много передавали по радио и телевидению.
— Все ли могут научиться музыке?
— Кому-то будет легче, кому-то сложнее. Лет 10-15 назад мы принимали вообще всех, кто хотел заниматься. На фортепианное отделение принимали по 50 человек, сейчас квота уменьшилась до 20 и приходится делать отбор. И мне лично жаль, что так произошло. Я считаю, что всех детей надо обучать музыке.
Вступительный экзамен не дает полную картину и может не показать, как дальше проявит себя ребенок. Большое значение имеют не только врожденные способности, но и усидчивость, интеллект. У нас были случаи, когда дети поступали с низкими баллами, а потом становились лучшими.
С другой стороны, дети и родители дорожат тем, что поступили на бюджет. Дети почти не бросают занятия. Хотя у всех желающих есть возможность поступить на платное отделение, но не все это могут себе позволить.
— Зачем же, по вашему мнению, нужно учиться музыке всем людям?
— В последние годы выходит много исследовательских статей, показывающих, что занятия музыкой (именно игра на инструменте, а не пассивное слушание) развивают те участки мозга, которые не пробудились бы в другой ситуации. Сейчас музыка активно применяется даже для реабилитации людей с ментальными нарушениями.
Не будем забывать о главной функции музыкальной школы – культурно-эстетическое развитие человека. Дело не только во владении инструментом – человек приобретает много знаний о мировой культуре. Ребята проходят не только сольфеджио, но и историю музыки. Есть уроки хорового пения, ритмики, где дети развивают пластику тела и двигаются под музыку. Это важно для музыканта, а сейчас стало много физически зажатых детей, у которых нет связи со своим телом. Дети, знакомые с тем, что такое стили барокко, романтизм или импрессионизм не только лучше понимают музыку, но и живопись, архитектуру, то есть учатся видеть прекрасное. Это тоже навык.
— Правда ли, что овладение инструментом – это воспитание характера?
— Да, в музыкальной школе идет развитие личностных качеств. В музыкальной школе ребенок часто выступает на сцене. Развивается чувство ответственности перед родителями, педагогом, повышается самооценка. Ребенок чувствует, что может то, чего не могут многие. У меня был ученик, который ездил по путевке в детский лагерь. Взрослые мальчишки там никак не хотели хорошо к нему относиться, а после того, как он показал им свою игру на пианино, сразу зауважали! Еще игра в ансамбле развивает чувство коллектива, умение работать в команде.
Не все избирают путь профессионального музыканта. Это трудный путь, призвание. Но в жизни все, что дает музыка, пригодится.
Еще заметила, что детям в последнее время не хватает общения. Родители, да и бабушки с дедушками, много работают, у них нет времени, чтобы поговорить с ребенком. Да и жизнь в целом сместилась в виртуальную реальность. Дети часто приходят к учителю, чтобы что-то рассказать, поделиться тем, что у них происходит.
— У некоторых людей обучение музыке ассоциируется с пытками… Что делать, если ребенок не хочет учиться игре на инструменте?
— Была такая шутка: «Если вас не учили музыке, то у вас было счастливое детство». Но это старые подходы к обучению. Музыка была уделом избранных, учителей все боялись. Сейчас произошла, конечно же, демократизация музыкальной школы, строгий и суровый стиль обучения ушел в прошлое. Педагог старается стать другом ребенку. Хотя, кажется, Герцен сказал: «Демократизируясь, культура мельчает…» (смеется) Но мы не об этом. Обучение игре на инструменте проходит почти всегда индивидуально. Учитель подбирает произведения, которые будут двигать вперед конкретного ученика, но при этом будут ему по силам.
Многое еще зависит от того, как родители относятся к занятиям ребенка музыкой. Если с живым интересом, гордятся им, то и ребенок будет тянуться к музыке. А если – заставляют учиться агрессивно или вообще не поддерживают, то и ребенок быстро охладеет.
В любом случае, если сопротивление к обучению возникло внезапно, надо понять, что послужило поводом: кто-то из ровесников что-то плохое сказал, выросла нагрузка в основной школе или, может быть, возникла сложная ситуация в семье. Не бывает немотивированного отторжения к обучению. Мы разговариваем с ребенком, убеждаем не останавливаться на полпути, но если уж он не хочет категорически, то оставляем решение за ним.
Фото из архива героини публикации
Елена Маслова