Предприимчивый сосед
Сосед переоборудовал чердак в многоквартирном доме под жилое помещение, надстроив над своей квартирой еще один этаж. Законно ли это?
Как сообщили в прокуратуре Северного района Орла, в случае если гражданин переоборудовал чердачное помещение, которое относится к общему имуществу дома, в отсутствии согласия других собственников дома, то он нарушил их права.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса РФ общие помещения в многоквартирном доме, его несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарнотехническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам квартир в многоквартирном доме.
В силу статьи 36 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу здания, в частности, относятся чердачные помещения, которые предназначены для обслуживания более одного помещения в данном доме.
Вместе с тем в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 02.03.2010 № 13391/09 отражено, что правовой режим отдельных помещений, как относящихся или не относящихся к общей долевой собственности собственников помещений в доме, зависит от того, были ли эти помещения предназначены (учтены, сформированы) для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома, использовались ли фактически в качестве общего имущества домовладельцами.
С указанной правовой позицией согласился Верховный суд Российской Федерации в определении от 10.03.2020 № 306ЭС153282.
Таким образом, одновременно в многоквартирном доме могут быть и иные чердачные (мансардные) помещения, которые предназначены для самостоятельного использования. Они являются недвижимыми вещами как самостоятельные объекты гражданских прав, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в пункте 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В связи с этим при оценке действий соседа, занявшего чердачное помещение, необходимо выяснить, являлось ли это помещение самостоятельным (не связанным с обслуживанием дома), либо оно использовалось в качестве общего имущества, являлось техническим вспомогательным помещением.
Печальные последствия
В прокуратуре Северного района Орла рассказали о последствиях за невнесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Особым образом законодатель предусматривает возможность расторжения договора социального найма в судебном порядке с выселением нанимателя и проживающих с ним членов семьи при невнесении нанимателем платы за жилое помещение и коммунальные услуги в течение более шести месяцев без уважительных причин (ст. 90 ЖК РФ).
С такими исковыми заявлениями в суд имеют право обратиться наймодатели, которым принадлежит спорное жилое помещение: органы местного самоуправления, исполнительной власти РФ, субъекта РФ. В целях защиты своих жилищных прав по делам такой категории гражданам необходимо знать, что суд отказывает в удовлетворении требований о выселении при установлении уважительности причин формирования задолженности, а также при частичной оплате задолженности в течение последних 6 месяцев. К уважительным причинам судом могут быть отнесены: длительные задержки выплаты зарплаты, пенсии; тяжелое материальное положение нанимателя и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь нанимателя и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.
При выселении нанимателю и членам его семьи должно быть предоставлено по договору соцнайма в черте того же населенного пункта другое жилое помещение, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие, а именно из расчета не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека. В данном случае предоставляемое жилое помещение должно быть изолированным, пригодным для постоянного проживания, располагаться в том же населенном пункте и относиться к жилищному фонду социального использования. Выселение в общежитие недопустимо.
Ответственность за коммерческий подкуп
Об основаниях и негативных последствиях привлечения к административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (коммерческий подкуп) рассказали в прокуратуре Железнодорожного района Орла.
Федеральным законодательством для юридических лиц установлена административная ответственность по статье 19.28 КоАП РФ за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (коммерческий подкуп).
Минимальный размер административного штрафа по ч.1 ст. 19.28 КоАП РФ – 1 млн рублей, по ч.2 ст. 19.28 КоАП РФ – 20 млн рублей, 100 млн рублей.
Возбуждение административного дела по ст. 19.28 КоАП РФ находится в исключительной компетенции прокурора.
Срок давности привлечения к административной ответственности составляет шесть лет.
Применение административного наказания является не единственным юридическим последствием совершения данного административного правонарушения.
Для организаций, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ, устанавливается двухлетний запрет на участие в закупках для государственных и муниципальных нужд.
Сведения о факте привлечения организации к ответственности вносятся в Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ, ведение реестра обеспечивает Генеральная прокуратура РФ, а сам реестр находится в общем доступе на официальном сайте прокуратуры.
Вместе с тем юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.
Данная норма направлена на своевременное информирование хозяйствующими субъектами правоохранительных органов о фактах преступной деятельности должностных лиц, что особенно важно для выявления и расследования коррупционных правонарушений, имеющих высокий уровень латентности, связанной с нежеланием участников раскрывать факты корпоративной коррупции.