Орловчанка Мария Фролова уверена, что у троих ее детей должно быть не только прекрасное образование, но и внутренний стержень, который позволит им уберечься от ошибок и вырасти по-настоящему хорошими людьми.
В поисках альтернативы
Развитием старшей дочери и ее начальным образованием молодая женщина занималась с искренним вдохновением, и когда той пришла пора идти в школу, Мария вынуждена была признать, что ее, как человека хорошо образованного, и в первую очередь, как маму, категорически не устраивают учебные программы, принятые в обычной общеобразовательной школе.
Некоммерческая организация под названием «Русская Классическая Школа» появилась в Екатеринбурге, и в скором времени обзавелась филиалами во многих других городах.
— Я думаю, что уместнее было бы сказать, что Русская Классическая Школа не появилась, а начала возрождаться, — отмечает Мария Фролова. – За основы были взяты дореволюционные школьные программы, программы, по которым учились при советской власти, и еще в 90-х. Чтобы было понятнее, «РКШ» — это не официальное учебное заведение и не частная школа, это скорее общество единомышленников, родителей, всей душой болеющих за то, какими вырастут их дети, будут ли они обладать высоким интеллектом, живым, пытливым умом, определенными нравственными качествами.
Впрочем, оставляя дочь на так называемом семейном обучении, Мария об «РКШ» имела еще достаточно поверхностное представление. Она сама начала искать в Сети учебные программы и пособия, по которым могла бы заниматься ее дочь.
— Конечно, вначале было непросто, — делится Мария. – Мало было найти учебники авторства Ушинского и Пчелко, весь этот материал нужно было адаптировать и освоить самой. Я дизайнер обуви, и мне пришлось учиться быть педагогом для своего ребенка.
Колоссальным ресурсом для Марии, которая является организатором семейных классов в объединении родителей-единомышленников, стала поддержка со стороны родственников и друзей.
— Мы оказались едины в желании видеть своих детей хорошо образованными, и со временем стали организовывать совместные занятия, классом, — продолжает женщина. – Сначала договаривались и проводили уроки у кого-то в квартире. Пройдя множество инстанций, познакомились с настоятелем Николо-Песковского храма. Отец Сергий позволил нам совершенно безвозмездно заниматься на базе воскресной школы.
Открыты для всех
Сейчас в орловской «РКШ» занимаются 13 ребят, ученики 1-го и 2-го классов, а в качестве педагогов выступают преимущественно сами родители.
— Постепенно люди начали узнавать о нас, кто-то из соцсетей, кто-то от знакомых, — рассказывает Мария Фролова. –Наши дети из очень разных семей. Есть воцерковленные христиане, есть те, кто верующими себя не считает. К нам ходят даже детки, чьи родители относятся к совершенно иным конфессиям.
Заинтересовавшихся родителей в «РКШ» в первую очередь приглашают, чтобы познакомиться и дать возможность посмотреть на процесс обучения, подумать и принять осознанное решение.
— Мы не водим детей в обязательном порядке на службы в храм, хотя и можем предложить экскурсию, не требуем какой-то специальной формы одежды, и тем более, не критикуем чье-либо вероисповедание, кто мы такие, чтобы делать это? – развивает мысль Мария. – Однако, с теми, кто категорически не приемлет христианство, нам будет не по пути. Такие простые истины как любовь к людям, уважение, сострадание, умение прощать, мы преподносим детям именно через христианство, один из наших преподавателей – православный священник. Если такой подход радикально расходится со взглядами родителей, незачем отправлять малыша туда, где ему заведомо будет некомфортно.
Все методические пособия, перьевые ручки, счетные наборы родители, чьи дети посещают «РКШ», приобретали сами либо с помощью меценатов, и по праву гордятся тем, что все занятия в школе по возможности подкреплены практикой.
— Если мы рассказываем о колосках, то приносим колоски в класс, — объясняет Мария. – Проводим занятия на свежем воздухе. На наш взгляд, залог гармоничного развития в том, чтобы дети могли не только осваивать теорию, но и осязать то, о чем идет речь. Школа это ведь не просто место, где предоставляют информацию, школа должна воспитывать личность.
Да, стать педагогом для собственного ребенка подчас непросто, но Фролова подчеркивает, что все вопросы решаются родителями и учителями совместно и со взаимным уважением.
Воспитание личности
Каково детям, привыкшим к такой теплой, почти домашней атмосфере, выходить в реальную жизнь?
-На удивление легко, — говорит Мария. – То, что происходит здесь, для них, конечно, своего рода игра в школу. Да, мы отдаем предпочтение определенным мультикам и игрушкам. Однако у нас заведено в первую очередь разговаривать с детьми, объяснять им, что люди и ситуации бывают разными, но человеческое достоинство и уважение к другим членам коллектива должно быть всегда. Наши дети ходят в музыкальную школу, занимаются в кружках, они черпают хорошее от окружающих и им самим есть чем поделиться с другими. Конечно, деток, которых мы учим сейчас, нам хотелось бы вести до 5-6 классов. Мои младшие сыновья учатся здесь. Тем не менее, дочь уже в 6-ом классе обычной школы, и я как мама, очень довольна результатами, которых она достигла не только как ученица, но и в первую очередь как личность, как самостоятельный, ответственный и очень разумный человек.