В преддверии Дня учителя лучшие педагоги Орла – победители специального конкурса получили премии от администрации города. Среди преподавателей общеобразовательных школ первой стала Ольга Сафонова, учитель технологии школы № 13.
– Ольга Ивановна, раньше у нас были уроки труда, где девочки готовили, а мальчики делали табуретки — все было понятно. А что сейчас изучают на уроках технологии?
– Сейчас предмет изучает именно технологии — это любая преобразующая деятельность. Мы учим детей чтото делать своими руками. Да, предмет сильно изменился даже за последние 510 лет. Это связано с тем, что стране нужны инженерные кадры. Предмет стал ближе к профориентированию — технология немного сменила направление в сторону производства. Мы с девочками, конечно, продолжаем шить и готовить, но теперь это уже называется «технология обработки тканей» или «технология обработки пищевых продуктов». В предмет «технология» включили и основы графической грамотности, ведь черчение из школьной программы убрали. Предмет получился обширный. Например, туда должны входить робототехника, 3Dмоделирование, но не все школы достаточно оснащены для этого. Тем не менее, с помощью домашних компьютеров мы с девочками создаем интерьер или моделируем одежду в специальных программах.
Для этого учителю, конечно, приходится очень много самообразовываться. Именно «само» – специальных курсов по этим направлениям пока нет.
– Уроки технологии сейчас идут отдельно для мальчиков и девочек?
– Если класс больше 25 человек, то он делится на группы. Деление может происходить по разным направлениям: по гендерному признаку, как было раньше по предпочтениям, и просто по «списку». Чаще – по гендерному признаку. У меня больше часов на шитье, приготовление пищи, декоративноприкладное творчество. Однако иногда приходят и мальчики, которые хотели бы научиться готовить. И у них отлично получается.
– Расскажите о себе. Как вы стали учителем?
– Вообще по образованию я учитель физики и математики. Но когда в 1986 году пришла устраиваться в эту школу, такой ставки здесь не было. Меня спросили: «Готовить умеете? Шить умеете? Пойдете учителем труда?». Я согласилась. И с тех пор работаю здесь.
– У вас такой колоссальный опыт. Как изменились за последние три десятилетия дети?
– За последние годы дети не стали хуже или лучше. Меняется общество, меняются и школьники. Конечно же, они уже не такие, как были в советское время и даже 10 лет назад. Всеобщая информатизация, свободное общение в виртуальном пространстве, высокая занятость родителей – все это накладывает отпечаток на наших детей. Учащиеся стали лучше знать свои права, требуя относиться к ним как к взрослым… И этот факт, по моему мнению, является большим стимулом для учителя воспринимать ученика как равного партнера в образовательном процессе, искать и применять новые современные методы и средства обучения.
Сегодняшние школьники очень заняты. Это касается не только учебы: они посещают огромное количество дополнительных кружков, секций, музыкальные и художественные школы. У них есть огромный потенциал для самопознания, саморазвития и самосовершенствования.
Однако встречаются и пассивные дети, которых мало что интересует. Такие ученики требуют особого внимания как со стороны классного руководителя, так и со стороны учителейпредметников. В таких случаях выстраивается работа не только с ребенком, но и его родителями.
Часто школьников приходится чуть ли не выгонять изза парт на переменах, чтобы хоть немного подвигались. Как только звенит звонок — погружаются в телефоны.
– Разве плохо владеть технологиями?
– Современные дети, конечно, очень продвинуты в этом плане. Но больше для развлечения. Обрабатывать текстовую информацию из интернета, владеть специальными программами, делать проекты их приходится учить. Сейчас столько программ — глаза разбегаются, хочется освоить и то, и это. Хорошо, что у меня есть проектор, ноутбук — могу показать ученикам много разного интересного. Тогда у них глаза загораются: ух ты, я тоже так хочу! Сейчас ждем в класс новую интерактивную доску.
– Опыт с дистанционным обучением был сложным?
– Признаться, да, особенно поначалу, ведь никакой предварительной подготовки не было. Если учитель хорошо владеет компьютером, ему было проще — мы интуитивно разбирались в интерфейсе. Было тяжело и родителям, потому что многие из них тоже очень далеки от мультимедийных технологий и приходилось вместе с ребенком осваивать дистанционное обучение. Но все трудности, я думаю, позади. Мы все приобрели ценный опыт в дистанционном обучении, который можно использовать и в других целях.
– Как находите общий язык с детьми, у которых сложный характер?
– Прежде всего, учитель должен уметь находить подход к каждому ученику! Путь к ребенку лежит через авторитет учителя, его любовь к детям, взаимопонимание и взаимоуважение. Иногда можно просто пообщаться с ребенком, посмотреть с разных сторон на сложившуюся ситуацию и вместе сделать выводы. Быть доброй самой и учить добру своих подопечных…
Как классный руководитель стараюсь сделать детский коллектив дружным и сплоченным, заинтересовывая их единой идеей. Никогда не заставляю делать чтолибо вопреки воли ученика, а вовлекаю его постепенной мотивацией, интересом.
– Что бы вы, как педагог, посоветовали родителям школьников?
– Очень хотелось бы, чтобы родители как можно больше уделяли внимания своим дочкам и сыночкам. Больше общались бы на свободные темы и знали, чем живет их ребенок. И еще: это может наверное показаться странным для многих родителей, но я бы посоветовала им самообразовываться, просвещаться в плане воспитания. И в этом как раз могут помочь дистанционные технологии обучения. Ведь бабушкины рецепты, к сожалению, не всегда помогают в воспитании современных детей.
Елена Маслова
Фото автора