Российская инфляция уже четвертый год находится на исторически низком уровне. Даже повышение НДС и дестабилизация рубля в 2018 и 2020 годах не смогли изменить ситуацию и вывести инфляцию за пределы 5,5%.
Центральный банк постепенно снижал ключевую ставку в силу успеха политики таргетирования инфляции. Несмотря на это, реальная процентная ставка оставалась высокой по сравнению с другими развитыми и развивающимися экономиками. Высокий уровень реальной процентной ставки негативно сказывался на кредитной и инвестиционной активности: инвестиции в основной капитал растут крайне медленно и только в высокоразвитых или сырьевых российских регионах, а в остальных инвестиционная активность снижается.
На фоне экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19, ЦБ РФ продолжил дальнейшее снижение ключевой ставки для стимулирования экономической активности, впервые объявив о целенаправленной стимулирующей денежно-кредитной политике.
На фоне низкой инфляции может происходить дальнейшее расхождение уровня развития регионов. В России наблюдаются региональные различия в уровне инфляции – в некоторых регионах она существенно выше таргетируемого уровня, а в некоторых – значимо ниже.
Низкая инфляция вносит свой вклад в падение кредитного качества корпоративных заемщиков и рост долговой нагрузки. При более высокой инфляции реальный уровень задолженности постепенно снижался сам по себе, а у предприятий было дополнительное пространство для маневра. При устойчиво низкой инфляции так не произойдет, и обслуживать корпоративные долги станет сложнее, хотя текущая нагрузка будет более комфортной в силу низких процентных ставок.
Возможен дополнительный вклад низкой инфляции в постепенное повышение уровня безработицы. В России наблюдается сонаправленное движение уровней инфляции и безработицы (снижается инфляция и одновременно безработица и наоборот) в силу зависимости экономики от сырьевых рынков. Однако на фоне сокращения зависимости российского рубля от цен на нефть можно ожидать и постепенного восстановления классической обратной связи между инфляцией и безработицей (рост безработицы при снижающейся инфляции).
Наиболее вероятными и опасными последствиями низкой инфляции в России считаем замедление кредитной и инвестиционной активности на фоне экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19, отмечает доцент кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Александр Цвырко. Именно поэтому опасно продолжение политики искусственного поддержания инфляции на крайне низких уровнях без реализации дополнительных мер для активного стимулирования экономики.
При значимом риске кредитного сжатия поддержание реальной положительной ставки и жесткий контроль даже временных отклонений инфляции выше целевого уровня создают существенные угрозы для экономического роста. Именно поэтому победа над инфляцией должна привести к более спокойному отношению к умеренным колебаниям вокруг целевого уровня.