Орловский музыкальный колледж – одно из старейших профессиональных музыкальных учебных заведений России. Его история насчитывает без малого полтора века.
История
В 1877 году население Орла составляло порядка 50 тысяч человек. Но именно тогда, в разгар РусскоТурецкой войны, советом старшин Русского музыкального общества был поднят вопрос об открытии первого в Орле профессионального учебного заведения для музыкантов.
В течение 25 лет историю Орловского музыкального колледжа буквально по крупицам воссоздавали преподаватели истории музыки Наталья Афанасьева и Марина Блюмкина.
В музее колледжа хранится копия страницы «Орловского вестника» за 1877 год. В публикации, найденной преподавателями в областном архиве, перечислены правила приема в новое музыкальное училище, а также указаны цены на обучение.
– Суммы по тем временам были весьма внушительными, – поясняет Наталья Афанасьева. – Обучение обходилось порядка 80 рублей в год. Для сравнения: в то время корова в среднем стоила 100 рублей.
Специальностей в училище в то время было меньше, чем сейчас. Тогда в сентябре студентов набрали на отделения фортепиано, струнное, вокальное и духовое, а также на отделение хорового пения.
– Бесплатным обучение было только для студентовдуховиков, – говорит Наталья Степановна. И поясняет: специальность достаточно тяжелая и желающих учиться по ней было не так много. В то же время, во всех оркестрах существовала потребность в духовиках, это был очень острый запрос. Первый директор музыкального училища Никанор Никанорович Кедрин брал студентов, обучавшихся игре на духовых инструментах, под свое крыло, поддерживал их материально. Этому примеру следовали и те, кто занимал директорский пост после него.
Преподавателями Орловского музыкального училища стали выпускники Московской и СанктПетербургской консерваторий. То есть студенты сразу же попадали в руки серьезных профессионалов, В частности, сам виолончелист Никанор Кедрин окончил консерваторию в городе на Неве в 1876 году и, получив предложение возглавить Орловское музыкальное училище, оставался на своем посту три года.
Лучшие традиции
– Несмотря на то, что с тех пор прошло без малого полтора века, сегодня мы можем говорить: лучшие традиции нашего учебного заведения закладывались, что называется, с истоков. В частности, наши выпускники точно так же востребованы в оркестрах по всей России, да и сам перечень правил приема, опубликованный в 1877 году, очень близок к тому, что действует сегодня, – говорит Наталья Афанасьева
В те годы в музыкальном обществе существовала еще одна замечательная традиция: знаменитые музыканты перечисляли средства от своих концертов в помощь учебным заведениям. С этой целью в Орел в первые годы работы музыкального училища приехал основатель Московской консерватории, пианист, дирижер, выдающийся педагог Николай Рубинштейн. Сбор с концерта действительно был весьма внушительным, и спустя несколько месяцев Николай Григорьевич вернулся, чтобы сыграть еще один концерт в Орле, а затем в Ливнах. Все деньги он направил в фонд обучающихся.
Годы войны
Когда началась Великая Отечественная война, многие преподаватели училища ушли добровольцами на фронт.
Чернобелую фотокарточку, с которой улыбается молодой красивый мужчина, Наталья Афанасьева и директор Орловского музыкального колледжа Алла Егорова показывают с особой гордостью, даже с трепетом.
– Николай Резчиков вернулся с войны и еще долгие годы преподавал здесь, но о его военном пути мы с Мариной Самуиловной Блюмкиной узнали лишь в 90х, когда по настоянию коллектива отправились работать в архив, – рассказывает Наталья Афанасьева. – Он прошел Сталинград, участвовал в битве за Ленинград, воевал в Карелии, был на Дальнем Востоке, освобождал Польшу и Австрию, и после отправился в Японию. Николай Иванович был не только отличным профессионалом, но и очень приятным человеком и никогда не рассказывал о пережитом.
…Музыкальное училище вновь открылось после войны в январе 1944 года, когда собрали тех, кто учился и преподавал до войны. И в 1946 году уже начали давать концерты, а в 1947м состоялся первый послевоенный выпуск.
– Училище тогда занимало здание на улице Ленина, где сейчас расположено кафе «Ягодка», и условия были достаточно суровыми. В распоряжении училища, согласно техническому паспорту тех лет, были всего 36 квадратных метров да общежитие в 18 квадратов. Тем не менее, они продолжали работать, играть, – говорит Наталья Степановна.
Конкурс вырос
Сегодня, когда места и ресурсов достаточно, а специальностей, по которым могут обучаться студенты, стало намного больше, Орловский музыкальный колледж остается привлекательным не только для орловских студентов.
Директор учебного заведения Алла Егорова говорит, что поступать приезжают не только из районов области, но и из других регионов.
– В этом году вступительные экзамены, по понятным причинам, проходили дистанционно, но примечательно, что конкурс оказался даже больше, чем обычно, – отмечает она.
Сегодня в музыкальном колледже строго соблюдают все требования безопасности, отмечая, что к удаленному формату тоже успели приспособиться, и на качестве получаемого молодыми людьми образования он никак не сказывается.
Анастасия Извекова