В Военно-историческом музее Орла открылась выставка военно-исторической миниатюры (6+). Небольшие фигурки в точности воссоздают костюмы воинов и мирных людей прошлого. Большая часть выставки создана на основе коллекции сотрудника Российского военно-исторического общества Юрия Алексеева.
Чистое искусство
Все советские мальчики играли в солдатиков. А еще не зря говорят, что в каждом взрослом мужчине живет мальчишка. Для многих это детское увлечение превращается в коллекционирование, а солдатики становятся военно-исторической миниатюрой, которая считается произведением декоративно-прикладного искусства.
– Лет 20 назад я впервые увидел в витрине московского магазина фигурки, похожие на живых людей из прошлого, только высотой 54 мм. Рядом стояла пара, видимо, с юга. Женщина сказала: «Лопни мои глаза, яка красота! Когда ты будешь богат и у тебя будет свой кабинет, я обязательно подарю тебе такую фигурку». Одна стоила около 1000 долларов, – рассказывает Юрий.
Тогда он удивился дороговизне, только позже понял, какая кропотливая работа стоит за изготовлением такой фигурки. Художник наносит мазки в одну десятую миллиметра. На роспись одной статуэтки уходит около полугода. Чаще всего для этой тонкой работы подбирают женщинхудожниц – они лучше справляются с такой тонкой росписью.
Бывает, для начала работы художник ждет глубокой ночи, чтобы рука не дрогнула от вибрации проходящих мимо дома грузовиков. Мазки иногда наносят между ударами сердца.
– Я уверен: когда столько труда, сил, творчества вложено в произведение, оно приобретает особые энергетические свойства, – говорит коллекционер.
Детализация потрясающая. Например, у статуэтки Ивана Грозного, которую расписывала художница Ольга Зернина, нарисованы даже зрачки и капилляры в глазах. Примечательно, что эскиз и узоры костюма она взяла с картины Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный».
Среди мастеров и коллекционеров каждый год проводятся конкурсы на лучшее произведение. Небольшая скульптура Ивана Грозного брала золотые медали на всероссийском уровне. Фигурку можно увидеть сейчас в орловском Военноисторическом музее.
При этом далеко не всегда художники, которые создают фигурки военноисторической миниатюры, зарабатывают на жизнь именно этим. Среди них есть психологи, историки, домохозяйки, инженеры. Для многих это чистое искусство, любовь и отдохновение души, как и для коллекционеров.
Под микроскопом
Первая статуэтка, которую приобрел Юрий, – европейский рыцарь. Потом появились римляне, потом древние греки. Благо тогда работа юриста в Москве помогала ему брать на себя такие траты. Сейчас в его коллекции больше тысячи фигурок.
Сегодня коллекционер нередко заказывает художникам работы. Так получается дешевле, чем приобретать в магазине, и гораздо интереснее. Вместе придумывают героя, изучают источники, чтобы соблюсти историческую точность. Последнее просто необходимо, иначе коллеги засмеют. Бывает, уходит до двух месяцев, чтобы выяснить, какого точно цвета должен быть лампас на мундире гренадера конкретного полка конкретного года наполеоновских войн.
Между прочим, в Орле сейчас выставлены несколько фигурок египетских богов, которые были созданы специально для знаменитого Каирского музея. Когда экспозиция закроется, статуэтки отправятся в Египет, так что орловцам стоит успеть увидеть их в России.
Вообще, российская школа военноисторической миниатюры гремит на весь мир. Как рассказывает Юрий Алексеев, известнейший и богатейший писатель Джордж Мартин, по роману которого сняли сериал «Игра престолов», тоже коллекционирует военноисторическую миниатюру. И он большой поклонник создателей фигурок из СанктПетербурга. На выставке, которая сейчас представлена в Орле, примерно 70% произведений как раз из Северной столицы.
Например, специально к нашей выставке была обновлена композиция «Рыцари круглого стола». Основную ее часть изготавливали пять лет, недавно у рыцарей появились миниатюрные мечи из настоящей дамасской стали.
– До недавнего времени мечи были оловянные. Однажды, после того как эта композиция получила золотую медаль на конкурсе, ко мне подошел коллекционер со словами: «Все хорошо, но что у них за мечи! Это же какието автоматы Калашникова. Если вы выйдете с ними на конкурс на Западе, не поймут ведь». А вскоре я как раз познакомился с замечательным ювелиром Иваном Ягодкиным, который еще и бывший кузнец и реконструктор. Он переделал мечи для моих рыцарей Круглого стола по технологиям изготовления дамасской стали. Если посмотреть на эти мечи в микроскоп, то там видно полосы, характерные для этого типа ковки! Мечи бритвенноострые, пришлось их даже слегка затупить, чтобы не обрезались те, кто готовил выставку, – рассказывает коллекционер.
Это же волшебство
Несколько лет назад он стал выставлять свою коллекцию в музеях разных городов нашей страны. Выставки проходили в Москве, Орле, Туле, Дмитрове, много планов сорвалось изза пандемии.
– Я в какойто момент понял, что сидеть над такими сокровищами, как Кощей, не очень правильно. Надо делиться с людьми этой красотой. Видели бы вы глаза детей и взрослых, когда они приходят на наши выставки! Это же волшебство. Некоторые ходят по экспозиции часами. Так многие видят, что история – это не скучная школьная наука, она живая! – улыбается Юрий Алексеев.
Елена Маслова