21 ноября Православная церковь отмечает Собор архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных.
«<…>Надо мной на весь мир разливался какойто дивный музыкальный кавардак: звон, гул колоколов с колокольни Михаила Архангела, возвышавшейся надо всем в таком величии, в такой роскоши, какие и не снились римскому храму Петра, и такой громадой, что уже никак не могла поразить меня впоследствии пирамида Хеопса», – так Иван Бунин описывает в «Жизни Арсеньева» СвятоУспенский собор Орла, именуемый в народе Церковью Михаила Архангела.
Через века
На берегу Орлика, где теперь стоит СвятоУспенский собор, в XVI веке располагалась Посадская слобода, – место, где селился служивый ратный люд, почитавший своим покровителем архистратига Михаила.
Там же находилась и пятиглавая Успенская церковь, на месте которой в 1678 году посадскими людьми Овчинниковым и Грибачевым был возведен каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. В 1730 году купец Калашников на собственные средства построил рядом с ним деревянную церковь архистратига Михаила.
Однако спустя всего 70 лет обе церкви обветшали, да и попросту оказались неспособны вместить увеличившийся приход. В 1801 году началось строительство красивейшего и в течение долгого времени самого вместительного храма Орла, которым мы можем любоваться по сей день.
За два года была возведена трапезная с престолом Св. архангела Михаила и приделом Страстной иконы Божией Матери. Строительство церкви с главным престолом во имя Успения Божией Матери и приделом Св. мученика Иоанна Воина было завершено в 1817 году, а в 1900 году в ней был освящен правый престол во имя Св. Феодосия архиепископа Черниговского.
Однако к середине XIX века церковь, рассчитанная на 800 человек, также не могла принять всех желающих, и в 1858 году по проекту епархиального архитектора Н. Ефимова трапезная расширилась и была присоединена к отдельно стоящей колокольне. Место этого присоединения можно заметить и сейчас, правда, выполнено оно было столь искусно, что не приглядываясь специально, да и не зная, на что смотреть, о самом факте просто не задумываешься.
Темные времена
Понастоящему страшными для храма Михаила Архангела стали годы советской власти и сопутствовавшего ей атеизма.
В 1918 году предметы культового обихода, имевшие материальную ценность, были реквизированы, примерно в то же время бесследно исчезла чудотворная Страстная икона Божией Матери в золоченой ризе.
Затерялся след и уникального мраморного иконостаса, появившегося в храме в 1905 году. До нас дошла лишь крошечная его часть, небольшой кусок мрамора, скопировать резьбу которого современные мастера не берутся.
– Говорят, что слишком тонкая и уникальная технология была использована, – с сожалением поясняет староста СвятоУспенского собора Сергей Зайцев.
В 1923 году церковь как памятник архитектуры была поставлена на госохрану отделом музеев Наркомпроса, однако от манипуляций, которые нельзя назвать иначе как надругательством, ее это не спасло.
Сначала в храме открыли посрамляющий православие музей религиозных искусств. В трапезной, правда, еще в течение нескольких лет совершались богослужения, но в 1930 году церковь была полностью закрыта и превращена в складское помещение.
– Те годы для духовенства в целом и для орловских служителей церкви в том числе были страшными, – рассказывает Сергей Зайцев. – В частности, в Орел отправляли высланных архиереев. Они жили по десять человек здесь, в небольшой сторожке возле храма, в ожидании расстрелов. До сих пор из уст в уста передается рассказ о том, что некоторым из них удалось бежать через подземный ход, проходящий поблизости.
В 90х годах XX века протоиерей Владимир Дорош, принявший храм в 1989 году и занявшийся его восстановлением, получил письмо от женщины, поведавшей, что в 1943 году в храме Михаила Архангела на протяжении нескольких месяцев располагался военный госпиталь, в котором она сама сначала была медсестрой, а потом, пострадав при налете вражеской авиации, потеряла ногу. Даже когда отступавшие фашисты, казалось, задались целью бомбардировками стереть Орел с лица земли, в здание не попал ни один снаряд.
В середине 70х церковь планировали превратить в картинную галерею, специальная комиссия даже подписала акт о малой художественной ценности сохранившейся настенной живописи XIX века в ее интерьере. Однако действовавшее руководство управления культуры, по воспоминаниям очевидцев, от здания церкви отказалось, обосновав это близостью реки и большой влажностью, которая уничтожит картины. К счастью, разрушения СвятоУспенского храма тоже не произошло.
– Когда в 1989 году Горбачев приехал в Орел, ктото крикнул ему из толпы: «Михаил Сергеевич, перестройка же, отдайте нам церковь Михаила Архангела!», и в скором времени так и произошло, – продолжает Сергей Зайцев. – С того дня Владимир Дорош, ставший настоятелем, принялся восстанавливать храм, а после его смерти в 2017 году это благое, но такое непростое дело со всем тщанием продолжает нынешний настоятель, протоиерей Владимир Сергеев.
Престольный праздник
Именно святой архистратиг Михаил, поставленный Господом над всеми девятью Ангельскими чинами, низринул с небес возгордившегося сатану с другими падшими духами.
Издревле он почитается на Руси не только как покровитель воинов, но и как заступник и избавитель от опасностей и напастей для всех.
По народному календарю Михайлов день – праздник веселый и сытый, ведь к концу ноября хлеба много, деньги за овес выручены, а работы на земле полностью завершены.
– Архистратиг Михаил особо любим и почитаем в народе, – говорят священнослужители. – Неспроста этот храм называют именно «Михаила Архангела», несмотря на то, что в его честь был освящен не центральный придел.
Анастасия Извекова