Высшее образование в современном обществе рассматривается как стартовая площадка для удачного карьерного роста, обеспечения достойного уровня и качества жизни молодого человека. В России к высшему образованию тоже относятся с глубоким уважением, даже если выпускники не планируют работать по специальности.
Поэтому так велик удельный вес специалистов экономического и юридического профиля, логопедов и социологов, зоотехников и агрономов, которые в таком объеме не востребованы современным рынком труда. Но полученные знания не только позволяют молодым людям определиться с траекторией своей дальнейшей жизни, но и повышают вероятность открытия ими собственного бизнеса, привлечения кредитов, трудоустройства по смежным специальностям или на местах работы, не связанных с полученным дипломом.
Министерством науки и высшего образования ежегодно анализируются результаты приемной комиссии в высшие учебные заведения. Руководитель этого ведомства Валерий Фальков в октябре 2020г. на официальном сайте Минобрнауки уточнил, что по итогам нынешней приемной комиссии удельный вес бюджетных мест в объеме набора вырос с 60% в 2019г. до 64% в текущем году (почти на 20 тысяч) при сохранении общего числа зачисленных абитуриентов (497 тысяч человек). При этом число бюджетных мест возросло, в основном, за счет увеличения контрольных цифр в регионах.
Как позитивный итог нынешней приемной комиссии В. Фальков отмечает тот факт, повысилось качество приема абитуриентов на бюджетные места. Так, доля отличников со средним результатом ЕГЭ выше 70 баллов выросла до 54%, при одновременном сокращении троечников (средний бал ниже 56) до 15%. В результате этих тенденций группа вузов с низким качеством набора сократилась с 10% в 2019 году до 5% в 2020 году.
Профессор кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Ольга Попова отмечает, что по итогам ежегодного мониторинга качества приема, проводимого Высшей Школой Экономики, в 2020 году по итогам приемной комиссии на бюджетные места в топ-10 вошли: Московский физико-технический институт, МГИМО, НИУ «Высшая школа экономики» (Москва), Национальный исследовательский ядерный институт «МИФИ», Университет ИТМО, НИУ «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Санкт-Петербургский государственный университет, МГУ им. М.В. Ломоносова, Московский государственный университет им. О.Е. Кутафина.
Если говорить о качестве абитуриентов, зачисленных на коммерческой основе, то позиции в рейтинге несколько изменились, однако лидерами остались снова вузы Москвы и Санкт-Петербурга.
Можно ли на этой основе делать вывод о низком качестве высшего образования в регионах России и необходимости его дальнейшей концентрации в столичных регионах? Однозначно, нет!
С одной стороны, родители готовы идти на дополнительные расходы по подготовке детей к ЕГЭ, их финансовой поддержке во время обучения в столичных вузах в ожидании того, что дипломированный специалист закрепится в Москве или Санкт-Петербурге и построит себе хорошую карьеру.
С другой стороны, подобный подход не выгоден обществу в целом, поскольку отрезает стимул и потенциал развития территорий. Только создание эффективных производств и обеспечение высокого качества жизни населения способно повысить привлекательность региона для молодых специалистов.
И, наконец, печальный опыт весны 2020 года показал, что дистанционное образование может применяться только дозированно. Оно не может заменить живого общения студентов и преподавателей, обсуждения животрепещущих проблем и многообразия точек зрения на их решение.
Поэтому высшее образование должно быть органично интегрировано в социально-экономическую систему региона, обеспечивая подготовку высококлассных специалистов, способных решать общие и специфические проблемы развития территории.