Яркий след в истории России оставил представитель древнего орловского дворянского рода − Николай Иванович Кривцов − офицер русской императорской армии, участник Отечественной войны 1812 года.
Первенец
Он появился на свет в 1791 году в селе Тимофеевском Болховского уезда Орловской губернии (ныне д. Фандеева Орловского района) в семье помещика.
Начальное образование мальчик получил дома. В шестнадцатилетнем возрасте его вместе с близким родственником Сергеем Тургеневым (отцом И.С. Тургенева) отправили в СанктПетербург. Здесь юнкер Кривцов начал службу в лейбгвардейском Егерском полку.
Война 1812 года
Отечественная война 1812 года перевернула жизнь молодого офицера. Поручик лейбгвардии Егерского полка уцелел в сражении при Смоленске, в Бородинской битве был ранен в левую руку, попал в плен и после занятия неприятелем Москвы лечился вместе с французскими офицерами в московском госпитале.
Наполеон вскоре оставил русскую столицу, бросив на произвол судьбы своих раненых солдат и офицеров. От расправы разгоряченной толпы, пытавшейся ворваться в госпиталь, их спас поручик Кривцов. За этот поступок Николай Иванович был удостоен личной похвалы императора Александра I и награжден орденом Почетного легиона, который ему вручил после окончания войны Людовик XVIII.
Конец военной карьере
После выздоровления Кривцов вернулся в армию и быстро получил повышение – в мае 1813 года он отличился в сражении при Бауцене и был произведен в штабскапитаны. Но следующая битва при Кульме оказалась роковой – рядом с Кривцовым взорвалось ядро, оторвав офицеру левую ногу.
Три года Кривцов провел в Европе, восстанавливая здоровье. Врачи не только спасли ему жизнь, но и поставили на ноги, сделав искусный пробковый протез, с которым он мог не только ходить, но даже танцевать.
Годы лечения прошли в занятиях по самообразованию: Кривцов слушает лекции в лучших университетах Франции и Германии. В Женеве, а позже в Париже изучает литературу, политэкономию, право, технологию, физику, знакомится с судопроизводством, посещает школы, тюрьмы и больницы, занося свои впечатления в дневник.
Кривцова принимают в литературных и политических салонах Парижа. Он заводит знакомства со многими выдающимися писателями и учеными: Шатобрианом, Контом, Сисмонди, мадам де Сталь, Гете.
В Россию Кривцов вернулся в 1817 году. По приезде Кривцов был пожалован в камергеры и причислен к Коллегии иностранных дел.
Друг Пушкина
На раутах и дружеских вечеринках Николай Иванович ведет разговоры о литературных новинках, перемежая эти беседы рассуждениями о конституционном строе, всеобщем равенстве и всеобщем образовании. Смолоду он был убежденным противником крепостного права.
В июне 1817 года в Петербурге на вечере у Тургеневых Николай Иванович познакомился с Александром Пушкиным, дружба с которым длилась до смерти поэта. Пушкин писал Кривцову письма, дарил свои произведения и посвящал ему стихи. Известны, по крайней мере, три стихотворения, посвященные Николаю Ивановичу: «К Анаксагору» (1817), «Когда сожмешь ты снова руку…» (1818) и «Кривцову» (1819).
В начале 1818 года Кривцов получил назначение на службу в русское посольство в Лондоне. Когда он уезжал, Пушкин послал ему в подарок «Орлеанскую девственницу» Вольтера с надписью «Другу от друга».
Англоман
В Англии Кривцов усердно изучает местные учреждения. В то время Англия воспринималась русской аристократией лучшим в Европе образцом сочетания консервативных и прогрессивных элементов в праве и во всей культуре. Из туманного Альбиона Кривцов вернулся в 1821 году убежденным англоманом. Причиной его возвращения стал конфликт с русским послом X.А. Ливеном.
Женитьба
Вскоре он повел к венцу Екатерину Вадковскую, дочь сенатора Вадковского и внучку графа Чернышева. Союз вводил Кривцова в круг самых богатых и знатных семейств России.
Губернаторство
Через два с небольшим года Кривцова назначают тульским гражданским губернатором. Он мечтает перенести все лучшие плоды европейской цивилизации на российскую почву.
Однако, обладая острым умом, европейскими знаниями и сильным, но вспыльчивым характером, Кривцов с трудом приживался в провинции.
Как полагал князь Вяземский, именно чуждый, английский уклад, который пытался насадить в Туле Кривцов, стал причиной его конфликта с местным дворянством.
Одно из последних его распоряжений на посту тульского губернатора касалось Куликова поля. Кривцов всемерно поддерживал идею создания памятника в честь победы войска Дмитрия Донского над Мамаем и, как считают сегодня научные сотрудники музеязаповедника «Куликово поле», «стал одним из участников движения за придание Куликову полю статуса мемориала».
В 1824 году Николай Иванович был переведен в Воронеж. Жители города благословляли губернатора. Воронежский старожил Дмитрий Рябинин вспоминал: «Кривцов, не беспокоя их лишними налогами, вымостил улицы и разбил бульвары, выкопал колодцы, чтобы жители не таскали воду из реки ведрами, обставил город добротными зданиями». Его энергия, несомненно, приносила пользу, но прямота и принципиальность Кривцова приводила, как правило, к конфликтам с местным дворянством и к многочисленным доносам и жалобам.
За строптивый нрав яростный поборник справедливости лишился губернаторского места и в сентябре 1826 года покинул Воронеж. И на сей раз его спасла репутация образованного и честного человека, поэтому Кривцова ждала не отставка, а только перевод в Нижний Новгород, где он прослужил восемь месяцев.
Человек вполне независимого характера с аристократическими приемами и убеждениями, он, в сущности, вовсе не был создан для чиновничьей карьеры, к тому же Кривцов оказался неблагонадежен: восстание декабристов положило конец его карьере. Брат Кривцова Сергей и три брата его жены оказались в рядах «государственных преступников». В 1827 году Кривцов был вынужден подать в отставку.
В отставке
Последние 15 лет жизни Кривцов провел в имении жены в Тамбовской губернии. Николай Иванович устроил усадьбу совершенно в английском вкусе, с изящным домом, с прекрасным парком и отличным хозяйством. Он все сделал сам, планируя земли, как отличный геодезист, давая дельные советы, как опытный агроном, а постройки он возводил по собственным планам, как талантливый архитектор. Кривцов закупил в Европе сельскую технику, отстроил мужикам хорошие дома, завел школу для детей крестьян, а для юношей организовал обучение на животноводов и мелиораторов. Молва о чудесах кривцовского хозяйствования вышла за пределы Тамбовщины. Не только местные губернаторы и агрономы, но даже из соседних губерний ехали в Любичи помещики и управляющие имениями, чтобы перенять опыт.
Скончался Николай Иванович Кривцов 31 августа 1843 года в возрасте пятидесяти двух лет. После смерти Кривцова между его бумагами были найдены письма от Пушкина и его дневник, который до сих пор ждет издателя. Он насыщен признаниями в любви к Отечеству, к своему народу, который Кривцов боготворил: «Служить для блага Родины – вот единственная цель всех моих помыслов, всех трудов и всей самой жизни».
Марина САМАРИНА