Каждый из орловских храмов имеет свою историю, подчас весьма трагическую. Богоявленский собор, расположенный в самом центре Орла, всегда был для горожан особенным. В 1887 году настоятель Богоявленского собора протоиерей Феодор Смирнов написал о храме так: «Сходства с другими орловскими церквами не имеется». И сегодня это утверждение по-прежнему верно.
По страницам истории
На месте, где сегодня стоит Богоявленский собор, деревянная церковь была построена в 16411646 годах. Изначально рядом с храмом, возведенным «во имя Богоявления Господа Бога и Спаса Нашего», располагалось кладбище и огороды прихода. Со временем вокруг него возник мужской Богоявленский монастырь.
Несмотря на то, что в официальных документах монастырь упоминается с 1665 года, точная дата его основания остается неизвестной. Установлено лишь, что вплоть 1673 года он не имел ни вотчин, ни крестьян, ни государева жалованья, «братия кормилась по миру».
Судьбу монастыря решил пожар 1680 года, после которого он был перенесен на «возвышенную местность вниз на версту по Оке», а затем был переименован в Успенский.
Точно также осталась неизвестной и точная дата возведения нового каменного здания Богоявленского храма. Датировано оно первым десятилетием XVIII века.
Каменный трехпрестольный храм стал настоящим украшением Орла. Уже в 1770 году орловский епископ издал указ о ликвидации кладбища при Богоявленской церкви, что окончательно сделало ее исключительно приходской.
На генеральном плане Орла 1819 года Богоявленская церковь показана стоящей у слияния рек Оки и Орлика на месте бывшего острога. Рядом с ней тянутся торговые ряды деревянного Гостиного двора. После перестройки, начатой в 1837 году, он стал пятипрестольным и имел три четырехярусных иконостаса.
Уже в 80е годы XIX столетия Богоявленскую церковь отремонтировали внутри, и вскоре встал вопрос об устойчивости ее колокольни. В 1900 году колокольню разобрали, нарушив тем самым изначальный облик храма. Новая надворная звонница была выстроена лишь спустя восемь лет.
В 1923 году в Орле было закрыто 17 православных храмов, но Богоявленский собор в этот список не вошел. В 1937 году в храме открылся антирелигиозный музей, куда в качестве главного экспоната из Ельца были привезены мощи святителя Тихона Задонского.
Спустя еще два года разобрали колокольню и церковную ограду. Уже в годы войны с храма был сбит малый глухой восьмерик, а вместе с ним – венчавшая его главка с крестом.
В 1941 году, когда гитлеровские войска заняли Орел, городское духовенство обратилось к коменданту города с просьбой об открытии храмов, и Богоявленский собор был открыт первым. Измученные войной орловцы потянулись к чудотворным мощам. В советское время, в 1961 году мощи Задонского Чудотворца оказались в запасниках Орловского краеведческого музея.
Сам же храм в 1962 году был закрыт и спустя два года превращен в кукольный театр, что не могло не сказаться на его интерьере и внешнем виде. В частности, были сняты кресты, внутреннее подкупольное пространство перекрыто плоским потолком, а внутренняя живопись XIX века заштукатурена.
Лишь в конце 1994 года театр переехал, а Богоявленский храм снова распахнул свои двери для прихожан. Новую же колокольню начали возводить спустя 14 лет, и делалось это по проекту 1900 года. Молчавшие 95 лет колокола Богоявленского собора зазвонили вновь только в марте 2014 года, а полностью воссоздание колокольни завершилось в 2015 году.
Святые и святыни
Главная святыня Богоявленского собора – икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Согласно официальным данным и воспоминаниям орловцев, впервые появилась она в 1847 году. Неизвестный, пришедший в храм, попросил перенести в него иконы из Гостиного ряда. Вскоре после этого в Гостином ряду случился ужасный пожар, неминуемо уничтоживший бы святыню. Советские гонения икона «Всех Скорбящих Радость» пережила в руках у благочестивых людей и вернулась в храм уже в 90е годы. Однако в 2004 году икону украли, и возвратилась она на свое место лишь благодаря местному коллекционеру, случайно узнавшему, что за икона оказалась в его руках, и поспешившему вернуть ее верующим.
У историков есть серьезные основания полагать, что в 1784 году именно в Богоявленском соборе Серафим Саровский, будучи еще послушником Саровского монастыря, собирал средства на строительство нового храма в своей обители.
В 1921 году на колокольне Богоявленского храма поселился неизвестный человек. Бедно одетый и всегда полубосой мужчина, спускавшийся лишь для того, чтобы попросить денег на пропитание, казался орловцам не совсем нормальным. Он говорил, что Орел дан ему в удел и что дан ему дар читать мысли человеческие.
Имя того человека было Афанасий Андреевич Сайко. Прошло совсем немного времени, и орловцы стали буквально толпами приходить к нему за советом и предостережением.
Блаженный старец, непрестанно подвергавшийся гонениям со стороны безбожной советской власти, впоследствии был похоронен на Крестительском кладбище в Орле. По сей день его могила является местом паломничества для верующих со всей России.
Светлый храм
Настоятель Богоявленского собора протоиерей Василий Иванов говорит, что сделать в храме предстоит еще многое.
– Богоявленский собор не просто просторный, он необыкновенно светлый. Не только в плане расположения, а в духовном, более глубоком смысле этого слова, – рассказывает он. – В связи с самим местонахождением храма в него заходит множество людей, и часто они отмечают, что пребывать здесь както поособенному приятно. Да, сам факт того, что храм находится в самом центре города, наложил свой отпечаток. К великому сожалению, здесь нет ни необходимых надворных построек, ни помещения для воскресной школы, и духовенству приходится приспосабливаться. Однако я верю, что с Божьей помощью мы решим эти вопросы.
Анастасия Извекова