Орловский государственный академический театр имени И.С. Тургенева начал работу над новой постановкой, которая, по мнению главного режиссера театра Владимира Хрущёва, станет первым шагом в его знакомстве с изысканным орловским зрителем.
Премьера спектакля «Кутига» (18+) по одноименной повести Максима Васюнова запланирована на 28 мая 2021 года.
Столкновение с неподвластным
В основу будущего спектакля легла повесть, созданная журналистом и писателем Максимом Васюновым.
Основана «Кутига» на реальных событиях, развернувшихся в Оренбургской области. Во время бурана добрые люди вызываются отвезти в городской роддом девушку, у которой начались роды и помочь которой в сельском медпункте не смогли. По пути машина вязнет в снегу, и для находящихся в ней людей нет ни помощи, ни спасения.
Сам автор говорит, что история эта прежде всего о людях, о тех, кто каждый день ходит рядом с нами по улицам, да и о каждом из нас.
– Метель, буран здесь это не случайное состояние природы и не предложенные героям обстоятельства. Это мощнейший образ. Герои оказываются в катастрофической ситуации, столкнувшись с чемто неподвластным им, и в этой ситуации они вынуждены проявлять себя, – рассказывает Максим Васюнов. – Инсценировку для спектакля написал сам Владимир Хрущёв. Повесть и инсценировка – жанры все же разные, и я рад, что наша совместная с ним и сценографом Анатолием Шикулей работа над этим спектаклем стала понастоящему творческой. Мы вместе работаем в первую очередь над тем, чтобы сохранить и воплотить на театральной сцене интонации и смысл этой истории.
Совместная работа над спектаклем «Кутига» стала для Владимира Хрущёва, художника Анатолия Шикули и автора Максима Васюнова не только плодотворной, но и далеко не первой. Совместные проекты уже были воплощены в Калужском областном театре, в Архангельском театре драмы, в Ростове и Самарской губернии, Ставрополе на Кавказе в академическом театре им. М. Лермонтова и во многих других.
– На мой взгляд, приход Владимира Хрущёва – действительно большое событие для орловского театра, – добавляет Максим Васюнов. – Зрителю остается только дождаться премьеры и осмыслить увиденное. Спектакль «Кутига» создают не просто профессионалы, а люди, привыкшие и умеющие в первую очередь работать в глубину, поднимая неожиданные пласты.
Нюансы и тонкости
Для Владимира Хрущёва эта постановка в орловском театре станет первой, работать над ней особенно интересно.
– Так вышло, что мы с Анатолием приехали в Орел, чтобы договориться о постановке спектакля, и в ходе этих переговоров я предложил директору театра подумать о более плотном сотрудничестве. Елена Ивановна оказалась женщиной обаятельной и дальновидной, и мы договорились обсудить это предложение. Мне понравился и город, и театр, но к моему великому сожалению, он сейчас закрыт и познакомиться с ним, посмотреть спектакли возможно только в записи. Разумеется, в этом заключается некоторая специфика ситуации. Сейчас у меня появилась возможность посмотреть некоторые работы. В частности, сегодня я посмотрел прекрасный, чуть архаичный, но с чудными актерскими работами, спектакль по рассказам Чехова.
Безусловно, те или иные проблемы есть в каждом театре. Тем не менее решать их можно и нужно через людей. Я постепенно знакомлюсь с труппой, узнаю артистов и главную свою задачу вижу в том, чтобы все мы мыслили в одном направлении и были в равной степени увлечены работой.
В соответствии с целью был выбран и материал.
– Я остановился именно на этой повести потому, что материал действительно поэтичный, метафоричный и многогранный, – продолжает главный режиссер. – В ней есть не только герои, относящиеся к разным поколениями, но и слова и позиция автора, сложная игровая структура самой истории. На таком материале мне проще всего понять труппу и начать диалог со зрителем.
Премьера спектакля должна непременно состояться на Большой сцене, но в условии малой формы.
– Само действие спектакля будет привязано к пространству театра, которое мы намерены визуализировать, – поясняет Анатолий Шикуля. – Действие выйдет за пределы сцены, и в зрительном зале будет создана атмосфера бурана как отдельного действующего лица этой истории. Конечно, для этого потребуются самые современные технологии. К сожалению, сейчас, когда здание театра закрыто, я не смог попасть внутрь. С его техническими возможностями мне приходится знакомиться по документам. Однако я намерен приехать в Орел еще раз, чтобы увидеть пространство, с которым предстоит работать, воочию. Это сложный спектакль, идея которого меня понастоящему захватила.
– По поводу стратегии развития театра у меня есть определенные идеи, которые я чуть позже озвучу, – отмечает в свою очередь Владимир Хрущёв. – Сейчас хочу сказать, что нет такой быстрой цели, – радикально менять облик театра, которому 205 лет. Передо мной стоит более простая задача – создавать спектакли тем образным языком, которым я владею. И если этот язык, мой опыт, мое мировоззрение будут понятны и интересны орловскому зрителю, если будут приняты им – это и будет программа минимум.
Анастасия Извекова