По инициативе художника Людмилы Парицкой орловская общественность выступила с предложением установить памятник знаменитому орловскому врачу Владимиру Турбину. Деньги на него планируют собрать «всем миром».
Эскиз памятника уже создал скульптор Олег Ершов. Он немного рассказал «Орловской городской газете» о своем творческом процессе.
– Олег Витальевич, расскажите, как давно вынашивается проект памятника доктору Турбину?
– Около двух лет. Я учился в Орле, сейчас часто бываю в вашем городе у друзей. Иногда встречаюсь со своим бывшим педагогом Людмилой Николаевной Парицкой. Именно она предложила мне принять участие в установке памятника доктору Турбину. Отказать, конечно же, не мог…
Я был бы очень счастлив чтото сделать для Орла. Здесь прошли несколько лет моей юности. С этим городом связана моя ностальгия по молодости. Эмоции 15летнего человека, который в первый раз приехал жить в другой город и столкнулся почти с другой цивилизацией… До этого я жил в Набережных Челнах. Они строились уже в 70х, и это совсем другая атмосфера и другая романтика.
А когда приехал в Орел, то почувствовал, что такое старый, многовековой город. Для меня это было открытием. Ну и первая любовь… Это как зарубка на всю жизнь. Кроме того, хотя я люблю приезжать в Орел, мне иногда грустно видеть, какие памятники ставят сейчас. Тот же памятник Гуртьеву, на мой взгляд, остается недосягаемой вершиной.
– Ваши памятники кажутся живыми. Это не бронзовые монументы, которые стоят гдето на вершине постамента. Это люди, стоящие рядом с нами на земле и почти смотрящие нам в глаза. Как вы достигаете этого?
– Самое главное в работе над памятником – фотография. О выдающихся людях многое пишут. Но выяснить, что правда, а что нет, уже почти невозможно. Фотография же говорит скульптору о человеке оченьочень много, помогает вникнуть в его сущность, почувствовать, какого направления этот человек, как он глядел на людей. Более достоверного материала не бывает.
Делать исторических личностей очень трудно – слишком много вымыслов. Сейчас, по моим ощущениям, пафос, к сожалению, в памятниках ставится выше живой жизни. Хотелось бы делать подругому.
Ну и я рад, что в свое время получил хорошее академическое образование – умение работать с живой натурой, живым телом, его пропорциями, композицией, линиями. И в этот момент реализм переходит в абстракционизм – линии, геометрические фигуры проступают в живом теле.
Я люблю такой «умный» абстракционизм – Татлина, Лентулова, Кандинского. Один из моих лучших друзей, орловский художник Леонид Штанов, тоже работал с такими идеями. Это тот абстракционизм, когда упрощается естественная форма, – абстракция вырастает из живой пропорции. В то же время любая академическая работа состоится только тогда, когда внутри нее есть абстрактное построение. В том же эскизе памятника доктору Турбину я закладывал все эти идеи – треугольники в руках, ногах и пр. В соединении этих идей, я думаю, и рождается искусство.
Именно поэтому компьютер и 3Dпринтер не сможет сделать скульптуру, которая будет казаться живой – только рука человека. Когда скульптуру делает человек, он перевоплощает натуру через себя, как бы надувает жизнью. Настоящие чувства и мастерство нельзя заменить ничем.
Так что реализм – это не просто «посадить бронзового мужика в пиджаке», хотя сейчас таких памятников, к сожалению, много.
– Как рождалась идея памятника доктору Турбину?
– Трудно. Людмила Николаевна както сразу обозначила непростую задачу: Владимир Турбин был великим врачом, потомственным дворянином и монахом в миру – все это должно было быть отражено в проекте. В работе мне помогла пандемия – дала время подумать.
У доктора Турбина была дома любимая икона святого Тихона Задонского. Сам врач участвовал в освидетельствовании мощей святого в 1959 году.
В прошлом году, перемещаясь по рабочим делам, я почти случайно заехал в Задонский монастырь. Когда рассказал об этом Людмиле Парицкой, она ответила: «Теперь все должно сложиться».
Сначала я думал изобразить Владимира Турбина с иконой Тихона Задонского, но отказался от этой идеи – это было бы слишком очевидно.
Доктор был всегда в движении, малообщительный, но при этом открытый для пациентов. Поэтому я решил, что в скульптуре он обязательно должен быть изображен идущим, идущим к людям. В композиции я постарался отобразить движение сверху вниз и слева направо.
Я пересмотрел массу фотографий врачей советского времени – как они одевались, как двигались.
Однако в эскизе попрежнему не было мотива монашества Владимира Турбина.
Когда делаешь скульптуру, обязательно надо использовать какието выражающие человека атрибуты. Для врача инфекционного отделения это, конечно же, маска. Маски врачей на старых фотографиях всегда на завязках. Я подумал, что образ снятия маски может напоминать идею освобождения, в том числе духовного – человек как бы может вздохнуть свободнее.
И буквально за несколько дней до поездки в Орел на прессконференцию и презентацию эскиза мне пришла в голову идея: «А ведь завязки этой маски могут сложиться любым образом!» В том числе в форме креста возле сердца. Так в эскизе возникла тема монашества. И это не была манифестация «в лоб».
Очень хотелось бы, чтобы проект был реализован и на него нашлись деньги! Этот человек в высшей степени достоин памятника в Орле.
Олег Ершов, скульптор, член Союза дизайнеров России. С 1979 по 1983 гг. обучался в Орловском художественном училище на отделении скульптуры. Затем – в Московском художественном институте им. Сурикова. Живет в Подмосковье. Скульптура его работы стоит в Московском Кремле. Он – автор надгробного памятника Евгению Евстигнееву на Новодевичьем кладбище. Созданные им памятники установлены в разных городах Московской, Тамбовской, Ярославской, Кемеровской областей.
Куратор проекта Людмила Парицкая:
– Олег Ершов — очень талантливый скульптор, который никогда не останавливается на достигнутом и постоянно ищет новые творческие решения. Я очень довольна эскизом! Идею поставить памятник Владимиру Турбину я озвучивала на заседании горсовета еще несколько лет назад. Доктор Турбин — настоящий герой, его подвижничество, смирение, дворянская честь могут быть примером для всех. Я помню его лично — он лечил меня и многих моих друзей.
Елена Маслова