10 мая 1943 года сержант Александра Полякова повторила бессмертный подвиг капитана Николая Гастелло. Летчица направила свой подбитый бомбардировщик на скопление вражеских эшелонов в районе железнодорожной станции Глазуновка Орловской области.
С мечтой о небе
Александра или Шурочка, как ее звали родные, родилась в Борисоглебске Воронежской области в 1922 году.
Она с детства мечтала стать пилотом. Перед самой войной окончила среднюю школу и одновременно аэроклуб, где получила удостоверение пилотаинструктора.
Как многие девчонки довоенного времени, она вдохновилась примером замечательных советских летчиц Марины Расковой, Валентины Гризодубовой и Полины Осипенко, совершивших в сентябре 1938 года беспосадочный перелет Москва – КомсомольскнаАмуре.
Курсант авиашколы
Когда в июне 1941 года всю страну облетело известие о начале войны, 19летняя девушка обратилась к военкому с просьбой направить ее в Борисоглебскую военную авиашколу.
Занималась Александра по сокращенной программе. То, что прежде проходили за три года, теперь надо было одолеть за год.
Школа была успешно окончена, однако на фронт Полякову не пустили — оставили в авиашколе пилотоминструктором. Больше года Шура писала в разные инстанции письма с просьбой отправить ее в действующую армию. И добилась своего — оказалась под Сталинградом, в самом пекле сражений.
Девушка с характером
Александра летала на биплане У2. Эта модель, созданная уроженцем Орловщины Николаем Поликарповым в 1928 году и переименованная в По2 в честь конструктора после его смерти, использовалась как учебный, санитарный, связной самолет, а на фронтах Великой Отечественной – и в качестве ночного бомбардировщика.
По рассказам однополчан, Шура Полякова стала единственной летчицей среди ночных бомбардировщиков. «Мы вскоре почувствовали в характере этой девушки совсем не девичьи черты. Она решительно отвергла щадящий режим, предложенный руководством, и водила ночной бомбардировщик, ни в чем не уступая нам, нередко совершая за ночь по 57 боевых вылетов».
Бои под Сталинградом
Только на Сталинградском фронте в составе 970го ночного бомбардировочного авиаполка Александра Полякова совершила 35 ночных боевых вылетов.
В донесениях отмечалось, что «Полякова как пилот, несмотря на наличие большого количества зенитных прожекторов на подступах и в районах цели и на сильный обстрел зенитной артиллерии противника, всегда прорывалась в намеченную цель, чем обеспечивала прицельное сбрасывание боевого груза. Неоднократно при выполнении боевых заданий попадала в сложные метеоусловия, где принимала всегда правильные решения».
17 января 1943 года за отличное выполнение боевых задач по уничтожению захватчиков на Сталинградском фронте Александра Полякова была удостоена ордена Красной Звезды.
Огненный таран
В ходе боев на ОрловскоКурской дуге 970му ночному бомбардировочному полку, где служила Полякова, была поставлена боевая задача: в ночь с 9 на 10 мая 1943 года уничтожить живую силу и технику противника, которые разгружались на станции Глазуновка, в 65 километрах южнее Орла. На боевое задание вылетела группа из трех бомбардировщиков, включая экипаж пилота Александры Поляковой и штурмана Ефима Сагайдакова.
Выполнение задачи осложнялось тем, что станция Глазуновка прикрывалась мощным огнем зенитных батарей и прожекторами. Но Полякова уверенно шла к цели. Она разглядела на путях эшелоны с боевой техникой, составы из цистерн с топливом.
Постепенно снижаясь, Александра выравнивает самолет с линией железной дороги. Штурманбомбардир Сагайдаков мастерски делает свою работу – бомбы точно падают в намеченную цель, пожары и взрывы раскрашивают яркими красками темноту ночи. Внезапно самолет «схватили» прожекторы. Разорвавшийся рядом зенитный снаряд влетел в мотор бомбардировщика, самолет загорелся, но Александра решает любой ценой выполнить приказ и уничтожить эшелон, идущий на фронт.
Товарищи Поляковой видели, как летчица направила объятый пламенем самолет на вражеский эшелон. На станции в прямом смысле горела земля, взрывались боеприпасы, полыхнули цистерны с горючим.
Вместе со штурманом летчица покинула кабину самолета. Но удачно приземлиться экипажу не удалось – гитлеровские пулеметчики нашли свою цель.
Братская могила
После гибели Поляковой в армейской газете «Доблесть» появилась статья о подвиге экипажа, которая заканчивалась призывом: «Летчик! Ты идешь на боевое задание. В этот час вспомни свою боевую подругу, простую русскую девушку, любившую свою Родину и жизнь так же сильно, как и ты. Мсти за нее, товарищ!».
По словам старожилов, местные жители похоронили летчицу в лесу недалеко от места гибели, около деревни Малые Бобрики.
В 1956 году началась кампания по перезахоронению погибших в братские могилы. И девушкапилот была перезахоронена в братской могиле д. Сеньково Глазуновского района.
Судьба второго члена экипажа Ефима Сагайдакова до сих пор неизвестна. По документам их воинской части, они оба объявлены не вернувшимися с боевого задания 9 мая 1943 года.
Память
В Борисоглебске на фасаде школы №5, где училась Александра, установлена мемориальная доска. Надпись гласит: «В этой школе с 1930 по 1940гг. училась Александра Полякова. Единственная в мире женщиналетчица, совершившая в ночь с 9 на 10 мая 1943г. огненный таран». Один из барельефов мемориала «Родинамать» г. Борисоглебска изображает подвиг летчицы.
С инициативой установить памятный знак в честь отважной летчицы на Орловщине выступил первый секретарь Глазуновского райкома КПРФ Дмитрий Родионов.
Марина САМАРИНА