Победителем городского конкурса «Воспитатель года» стала Татьяна Лучина из детского сада № 24. На конкурсе она представила свою педагогическую методику, использующую простые стеклянные камешки.
Инновации к лицу
– Татьяна Игоревна Лучина — человек, который умеет ставить цели и достигать их. Она очень работоспособная и при этом творческая. Детсад много лет принимает участие в инновационных программах, и Татьяна Игоревна одна из активных их участников. Это человек, который идет своей дорогой, и мы думаем, она приведет к успеху. Инновации ей очень идут, она с ними заодно. Одна из новых методик — системнодеятельностный подход или технология «Ситуация». Мы не даем детям готовые знания, дети учатся сами их добывать, а педагог подводит ребенка к собственному открытию. Чувство успеха окрыляет и мотивирует. Татьяна Игоревна овладела этой методикой в совершенстве. И добавляет туда свои нововведения. Она очень чутко понимает, что дошкольное детство — это прежде всего игра, – говорит о победительнице заведующая детским садом Надежда Кузнецова.
Татьяна Лучина пришла работать в детский сад больше пяти лет назад. Руководство ни разу не пожалело, что пошло навстречу воспитателю, которая оказалась в коллективе почти случайно.
По первому образованию Татьяна учитель начальных классов. Она — представитель педагогической династии. Многие женщины ее семьи работали педагогами. И когда встал вопрос, куда поступать, безоговорочно было решено — на педагогический.
Она некоторое время работала по специальности, а потом пришла в детский сад № 24 устраивать собственного ребенка. Там она услышала, что есть вакансия воспитателя и попросилась на работу.
– Школа и детский сад отличаются. Я поняла, что детский сад мне ближе. Школьная дисциплина — не совсем мое. Когда родился собственный ребенок, я погрузилась в волшебный мир детства, в мир игры и открытий. Маленькие дети настолько открытые! Они, как чистый лист. В них еще только формируется то, что потом пригодится в школе и в жизни в целом, – рассказывает Татьяна Лучина.
Услышать и договориться
– Работа с детьми может быть эмоционально сложной. Если нет эмоциональной разгрузки, то это скажется на работе и семье. Чтобы не было выгорания и усталости, у меня есть палочкавыручалочка — мое личное время. Я занимаюсь вышивкой нитками, бисером, лентами, люблю читать. Так уходит напряжение, и с новыми силами я возвращаюсь к активной жизни, – говорит моя собеседница.
Она уверена, что неталантливых детей не существует. В каждом ребенке старается увидеть индивидуальность, заметить и развить способности каждого: ктото рисует, ктото умеет рассказывать стихи. Еще важно, чтобы каждому ребенку было комфортно. Если ребенку комфортно в детсаду, он будет с охотой туда идти, и знания усвоятся лучше.
– Так же я подхожу к родителям. Каждая мама переживает за своего ребенка посвоему. Даже если приходится родителям говорить чтото негативное про детей, формулируешь это так, чтобы человек не расстроился и не обиделся. Родители, бывает, рассказывают чтото личное, спрашивают, как поступить в той или иной ситуации с ребенком. Их обязательно надо выслушать, может быть, чтото посоветовать. За пять лет работы в детском саду действительно «проблемных» родителей я не встречала. Любую сложность можно решить, если услышать человека и договориться с ним. Доверить своего ребенка чужому человеку непросто, поэтому заслужить доверие родителей — умение педагога, – размышляет Татьяна.
Универсальный материал
Проект, с которым она участвовала в конкурсе: «Камешки марблс как технология всестороннего развития детей дошкольного возраста». Это разноцветные стеклянные или пластиковые камешки, которые продаются в магазинах для творчества. Ими украшают аквариумы и цветочные горшки.
– Для себя я их открыла довольно неожиданно. Ребенок увидел в магазине красивые декоративные камешки: «Мам, купи». Купила. Решила посмотреть в интернете, как можно их использовать в играх с ребенком. Это настолько разносторонний и интересный материал! – рассказывает воспитатель.
В первую очередь, их можно использовать для снятия эмоционального напряжения – они гладкие, прохладные и очень приятные на ощупь. Если их просто выложить на ковер ребенку, тот будет их
сортировать, перебирать – он уже эмоционально отдыхает.
– Мы активно их используем в математике: порядковый и количественный счет, числовые ряды, выкладывание цифр, геометрических фигур. В обучении грамоте: согласные, гласные, твердые, мягкие звуки — каждый обозначают разные камешки, выкладываем буквы. В сюжетноролевых играх: дети играют в поваров и украшают камешками игрушечные десерты; играем в магазин — камешки вместо денег, в пиратов — прячем и ищем сокровища, заменяем камешками шашки или «крестикинолики». Развитие речи: выкладываем из камешков иллюстрации к сказкам; очень детям нравится выкладывать картины на тему времен года. Если окунуть камешки в краску, то ими можно рисовать. Также мы используем их при физическом развитии — эстафета «перенеси камешек на ложке»; выкладываем из этого материала массажные коврики и прочее, – улыбается Татьяна.
Так что это универсальная вещь. А главное: чтото новое, необычное – детям очень интересно. Играя с этим материалом, дети раскрепощаются.
– Зачастую сейчас дети даже дошкольного возраста слишком погружаются в мир гаджетов — родителям некогда заниматься с детьми. Некоторые дети настолько погрузились в этот мир, что у них происходит дисбаланс моторики, сенсорики. Такие дети слишком привыкают следить за плоской движущейся картинкой. На занятиях с объемными вещами им сложно сфокусироваться. И я заметила, что с камешками гораздо с большим энтузиазмом занимаются именно те дети, которые дома много времени проводят с гаджетами, – говорит педагог.
Елена Маслова