Театр «Свободное пространство» порадовал зрителей очередной премьерой. Спектакль «Дом, где все кувырком» (12+), поставленный Сергеем Пузыревым по пьесе современного испанского драматурга Альваро Портеса, в первый же вечер снискал настоящие овации.
«Дом, где все кувырком» – не просто смешная и легкая история о любви, ревности, верности и чести. Это классическая, написанная в лучших традициях и по классическим канонам комедия положений, очаровывающая даже не столько незамысловатым сюжетом, сколько приятным ненавязчивым юмором.
– Наш жанр называется «дурдом»! – шутит о постановке сам режиссер и тут же добавляет уже серьезно: – В спектакле много музыки, много экспрессивной актерской игры. У нас получился очень художественный, очень театральный, небанально оформленный продукт. Мне кажется, это будет очень зрелищно.
«Дом, где все кувырком» Сергей Пузырев ставит уже во второй раз. Впервые с этой пьесой ему довелось работать в Брянске около двух лет назад, но, как подчеркивает режиссер, в Орле она заиграла для него новыми гранями.
– Прелесть комедии положений заключается в том, что зритель может почувствовать себя немного умнее, осведомленнее персонажа. При этом в происходящем на сцене прослеживается определенная философия, некий опыт, который может перекликаться с личным опытом человека, сидящего в зрительном зале. Что чувствовать и как поступать, заподозрив своего партнера в неверности, – этим вопросом задавались, задаются и продолжат задаваться из поколения в поколение множество людей. «Дом, где все кувырком» – история о моделях поведения в такой ситуации, о выборе между смирением и борьбой. И конечно же, огромную роль играет подача. Подчас именно она расставляет акценты в сюжете очень неожиданно, помогает отыскать в знакомом произведении детали и смыслы, на которые не обращал внимания прежде.
Постановка, которую накануне Всемирного дня театра увидели орловские зрители, получилась не только зрелищной, шумной, смешной и музыкальной, но и потрясающе стильной. Спектакль, оформленный в краснобелочерных тонах, способен не только развеселить, но и доставить истинное эстетическое удовольствие. При этом артрок, вживую звучащий со сцены, служит и великолепным музыкальным оформлением истории, и тонким, блестяще продуманным выразительным средством.
Симбиоз пластики, танца и музыки, выбранный Сергеем Пузыревым для того, чтобы показать написанную Портесом историю, оказался не просто неожиданным, а понастоящему свежим решением.
– В определенном смысле комедия положений – непривычный для русского актера жанр, – поясняет режиссер. – Традиционно русский театр более серьезный, задача артиста – глубоко прочувствовать трагедию своего персонажа. И в то же время пьесы, подобные этой, позволяют актерам раскрыться, в определенном смысле даже управлять сюжетом.
Разумеется, артисты «Свободного пространства» не меняют ход повествования прямо на сцене. Однако в рамках продуманного драматургом сюжета они верными интонациями, языком тела, танцем передают так много простого, человеческого, грустного в моменте, но такого забавного после, вплоть до самых тончайших оттенков эмоций и чувств, знакомых, пожалуй, каждому.
Анастасия Извекова