Социологическая лаборатория Среднерусского института управления –филиала РАНХИГС проанализировала данные опроса россиян о предпочитаемых способах общения и популярных мессенджерах, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения в феврале 2021 года[1].
Наибольшей популярностью в последние 2-3 месяца пользуются разговоры по мобильному телефону, онлайн-переписка и личные встречи.
Бумажные и электронные письма, разговоры по стационарному телефону утрачивают популярность у россиян.
С близкими и друзьями предпочитают общаться по мобильному телефону 79% респондентов, чаще женщины (83%) и люди старше 45 лет (85%-90%), по сравнению с мужчинами (75%). При этом каждый второй респондент, чаще это мужчины (57%) и молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет (56%-62%), чем женщины (49%), склонны встречаться с близкими и друзьями лично. В целом 40% россиян предпочитают переписываться с друзьями в онлайне (соцсетях, мессенджерах и т.д.), чаще это молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет (от 64% до 76%).
С родителями россияне чаще предпочитают общаться по мобильному телефону (47%), мужчины (50%) чаще, по сравнению с женщинами (44%). Личные встречи с родителями предпочли 40% респондентов. При этом треть россиян не общаются с родителями, чаще женщины (34%), чем мужчины (28%).
С коллегами, работающие россияне, общаются по мобильному телефону (69%) и лично (66%). 30% россиян предпочитаются с коллегами переписываться в онлайне, чаще молодежь в возрасте от 18 до 24 лет.
Эксперт кафедры социологии и информационных технологий Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Анна Кустова считает, что социальные контакты с друзьями, родными, коллегами в жизни человека имеют важное значение и выполняют различные функции. При этом исследование показало, что есть тенденция формирования определенных предпочтений в общении с близкими, друзьями, родителями и коллегами. Несмотря на ограничения, связанные с пандемией, россияне стремятся к личному общению. Настораживает факт, что треть россиян не общаются с родителями. Эта проблема требует более детального исследования социологами.
[1] https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/lichnye-vstrechi-ne-vyshli-iz-mody