Социологическая лаборатория Среднерусского института управления-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации провела сравнительный анализ результатов социологического исследования о том, как россияне оценивают состояние российской системы образования.
Для анализа были взяты данные опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за 2016 и 2021 годы.
По данным опроса 2021 года 31% россиян оценивают систему образования как «хорошее» или «отличное». В 2016 г эта цифра была чуть выше 33%. К сожалению, более распространено мнение, что образование у нас посредственное (42% в 2021 г. и 41% в 2016 г.). Но при этом только один из пяти опрошенных (21% в 2021 и 20% в 2016) считает его «плохим» или «очень плохим».
Снизилась по сравнению с 2016 г. доля тех, кто видит прямую зависимость между уровнем образования и материальным благополучием человека (40% в 2021 и 32% в 2016), что является крайне тревожной тенденцией. Большинство россиян считают, что прямой зависимости не существует (62%)
Интересно распределились места при ответе на вопрос – от чего зависит образование, которое получит ребенок. На первое место респонденты поставили материальное благополучие семьи, на второе – личное желание учиться, на третьем месте – желание семьи дать своему ребенку достойное образование, на четвертом месте – личные способности ребенка.
Эксперт кафедры социологии и информационных технологий Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Ирина Гайдамакина считает, что такое распределение скорее не соответствует действительности. Наличие богатых и знаменитых родителей, как известно, не гарантирует блестящего будущего. Часто такие дети крайне избалованы и вовсе не хотят учиться. Масса примеров, когда именно отсутствие материальных средств при наличии сильной мотивации приводит к отличным результатам в учебе и становится залогом блестящей карьеры.