В театре нельзя работать, театру можно только служить, принимая искусство как естественную составляющую собственной жизни, уверен артист театра «Свободное пространство» Олег Семичев.
Орловскому театру Олег Владимирович служит уже 37 лет. На вопрос о том, что самое ценное для себя вынес за эти годы, что назвал бы главным событием в своей творческой судьбе, отвечает с улыбкой: – Когда на улице останавливают люди. Особенно, когда это люди с маленькими детьми. Они говорят:
«Мы вас узнали, мы помним вас в спектакле, мы плакали или смеялись над этой историей». И мне кажется, это самое главное – суметь тронуть человеческую душу тем, что ты делаешь.
Начало пути
Олег Семичев признается, что актером он стал спонтанно.
– На далеком Урале я с третьего класса занимался в народном детском театре «Маяк», – вспоминает артист.
– Туда брали всех, и наша руководитель, Фаина Николаевна Плотникова, которую мы по сей день между собой называем «мамой», никогда никого не выгоняла. Даже если человек боялся сцены, ему находилось место в костюмерной или в декораторской. Все были важны ей и друг другу.
Это была моя первая театральная семья, та, в которой я понял, что значит жить театром. В юности, выбирая между судьбой музыканта и театром, Олег Владимирович все же отдал предпочтение последнему и не жалел об этом никогда.
Тем не менее, отучившись два года в Свердловском театральном училище, Семичев решил, что артиста из него не выйдет.
– Я ушел в армию, и отслужив, что-то поняв для себя, все же вернулся в театральный, но на курс младше, – рассказывает он.
Этим «чем-то», по признанию самого артиста, было скорее желание служить театру, непреодолимая тяга к нему, нежели осознание собственного таланта.
– Я никогда это слово к себе не применял и не считал себя талантливым, – поясняет он. – Но я часто слышал это от зрителей, от режиссеров, от своих близких. Кроме того, наше театральное училище было одним из лучших в Советском Союзе, я получил там потрясающую школу.
От Урала до Орла
Свердловское театральное училище Олег Семичев окончил в 1984 году, и там же, в Свердловске, накануне вручения диплома, определилась его дальнейшая актерская судьба.
– Традиционно режиссеры приезжают на дипломные спектакли, чтобы пригласить понравившихся артистов в свои театры, мы называли это мероприятие «приезд купцов», – вспоминает Олег Владимирович. – Я до сих пор не знаю точно, как и почему среди гостей оказался режиссер из орловского театра, ведь наше училище готовило артистов для театров Урала, Сибири и Казахстана. Тем не менее такой «купец» приехал, и с собой он привез программку одного из спектаклей, на которой было указано имя художественного руководителя театра – Юрий Копылов. Выяснилось, что Юрий Семенович некогда сам окончил Свердловское театральное училище, и наши мастера его знали и помнили. Как я понял тогда, именно они придумали некую хитрость, позволившую орловскому режиссеру забрать в свой театр сразу пять человек с нашего курса.
Конечно же, я поехал, не раздумывая, ведь Орловский ТЮЗ слыл лучшим в Союзе!
Сотни разных жизней
За годы своего служения театру Олег Семичев сыграл порядка 200 ролей, среди которых такие яркие для зрителей и знаковые для самого артиста Ромео, Бумбараш и Кандид.
Настоящий творческий расцвет для него как для актера, музыканта и поэта начался в период, когда художественным руководителем «Свободного пространства» стал Александр Михайлов. Именно в этот период в полную силу использовался синтез различных искусств в актерском мастерстве, шел поиск новых форм и жанров на театральной сцене.
В это же время начались и зарубежные гастроли, с которыми Олег Семичев объездил не меньше десятка стран. Ради заграничных поездок артисты «Свободного пространства» в свое время выучили несколько языков, ведь играть им нужно было на языке того государства, в которое они приезжали. Олег Владимирович отмечает, что рассказывать о зарубежных гастролях можно часами, столько интересного и удивительного довелось повидать.
Но самой важной стала возможность взглянуть на себя в неожиданных обстоятельствах, узнать самого себя ближе, и вероятно, в чем-то сделать лучше.
– В первый раз в США мы показывали спектакль «Великая война Рикки–Тикки–Тави», – рассказывает артист. – В нем я играю на нескольких музыкальных инструментах.
Даже в американской афише напротив моей фамилии значилось «Music-man», что можно перевести как «Человек-оркестр». В детском спектакле «Белый Клык», который длится всего 40 минут, у меня сразу пять ролей. Разумеется, чисто физически это было непросто.
Но, с другой стороны, есть такая хорошая фраза: «Чтобы научиться играть на гитаре, нужно, чтобы тебя слушали». Зрители смотрели на нас с восторгом, была потрясающая отдача от зала. В такой атмосфере хочется играть, хочется дарить людям это потрясающее чувство погружения в то, что они видят.
Сегодня, на пороге своего 60-летия Олег Семичев не делит сыгранные им роли на интересные и не очень и затрудняется выбрать конкретный образ, в который хотел бы войти еще раз.
– Роль не меняет артиста, она просто становится частью его натуры. Или артист – частью своего героя, как посмотреть, – резюмирует Олег Владимирович. – В моей театральной жизни мне всегда везло на тонких, талантливых, умных режиссеров. Что же касается желанных ролей, это могло бы быть, на мой взгляд, что и кто угодно. Главное, чтобы это был образ и спектакль, которые позволят мне раскрыться как артисту.
Анастасия ИЗВЕКОВА