Приближается сезон отпусков, и многие активно планируют летние путешествия. По предварительным оценкам, в настоящее время насчитывается от 20 до 30 тыс. туристических агентств и компаний, реализующих туристам туристский продукт, сформированный туроператором. Кроме того, реализацию и продвижение туристского продукта осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, не имеющие прямых договорных отношений с туроператором.
Между тем, в 2018 году и в начале 2019 года от прекращения деятельности ряда крупнейших центров бронирования пострадали не только тысячи туристов, но и сами турагенты, поскольку Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» не установлены специальные механизмы, направленные на возмещение ущерба, причиненного туристам в результате прекращения деятельности центра бронирования.
Каждый хочет избежать подобных проблем и не испортить долгожданный отпуск. Перед покупкой туристического продукта неплохо изучить не только рекламные фотографии роскошных отелей и манящих пляжей, но действующее законодательство.
В настоящее время требования к взаимоотношениям между туроператором и турагентам установлены Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», специального разрешения на осуществление турагентской деятельности не требуется.
Анализ действующего законодательства Российской Федерации о туристской деятельности и правоприменительной практики позволил выявить ряд пробелов в правовом регулировании турагентской деятельности, а также необходимость уточнения и доработки отдельных положений законодательства.
На практике встречаются случаи осуществления организацией деятельности по реализации туристского продукта, сформированного туроператором, через субагентов (далее — центр бронирования). Договор о реализации туристского продукта в такой ситуации заключается туристом (иным заказчиком) с субагентом, а бронирование соответствующей заявки у туроператора осуществляется центром бронирования. Соответственно, оплата стоимости туристского продукта осуществляется туристом (иным заказчиком) не напрямую туроператору, а субагенту, который перечисляет денежные средства центру бронирования. В договорах о реализации туристского продукта, заключаемых туристом (иным заказчиком) с субагентом, информация об осуществлении расчетов через центр бронирования не указывается. При этом на туроператора возлагается обязанность по обеспечению оказания услуг, входящих в турпродукт, при условии их оплаты со стороны центра бронирования. В случае прекращения центром бронирования деятельности без осуществления оплаты заявок туроператору нарушаются права туристов на получение ими оплаченных туристских услуг.
Эксперт Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС Елена Селютина пояснила, что центр бронирования не является туроператором, к нему не применяются требования к осуществлению туроператорской деятельности (в том числе о наличии финансового обеспечения ответственности, фондов персональной ответственности), установленные ст. 41 указанного Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».