С наступлением тепла на улицах Орла появляется все больше объектов нестационарной торговли, готовятся к открытию летние кафе. О тенденциях развития и проблемах этого сектора «Орловской городской» рассказала замначальника финансово-экономического управления администрации Орла Алла Ашихмина.
Общепит на улице
Кардинально поменялась ситуация с летними кафе. Изза ограничений, введенных в связи с борьбой с коронавирусом, в прошлом сезоне отдельно стоящие летние кафе (без стационарных точек) не работали вовсе. Обычно они размещались в городе после проведения аукциона. Но заявок не было, так как предприниматели не могли предвидеть, сколько времени будут действовать ограничения.
В этом году было принято решение изменить само определение «летнее кафе». Теперь это не может быть отдельно стоящее временное сооружение. Летнее кафе – открытая площадка при стационарном заведении общепита. Новшество связано с санитарными требованиями: у посетителей должна быть возможность помыть руки. А это означает, что нужен водопровод и санузел.
На размещение летних площадок уже подано 22 заявки. Стационарные заведения проявляют интерес к «летникам», привлекающим новых клиентов.
Выше норматива
По словам Аллы Ашихминой, сфера торговли продуктами питания в период ограничительных мер практически не пострадала. В Орле сохраняется тенденция превышения норматива, определяющего количество торговых площадей на 1000 жителей. Количество объектов нестационарной торговли также превышает норматив в 2,6 раза. Сейчас в схеме размещения непередвижных объектов нестационарной торговли зарегистрировано 465 мест, на долю передвижных (бочек, автолавок) приходится 209 мест. Под праздничную торговлю отведены 82 места, в том числе в Детском парке и Парке культуры и отдыха.
Между тем в последнее время орловцы заметили появление на улицах новых торговых киосков с мороженым и молочными продуктами.
Как пояснила Алла Ашихмина, они размещаются не на муниципальной земле, а на участках, имеющих собственников (по договору аренды).
– Контролировать такие киоски фактически невозможно. Например, торговые точки с мороженым и молочными продуктами разместили возле бывшего кинотеатра «Родина». Но они стоят на участке, принадлежащем кинотеатру, а это значит, что муниципалитет разрешения не давал. Аналогичная ситуация и в других местах размещения.
Сети атакуют
К нестационарной торговле относятся: киоск, торговый павильон, палатка, торговый автомат, торговоостановочный комплекс, автолавка, автоцистерна, бахчевой развал, елочный базар, холодильный ларь, роллбар, торговая тележка, торговая палатка и другие.
Из новинок можно назвать автоматы самообслуживания, такие как миниАЗС самообслуживания и молокоматы.
Как пояснила Алла Ашихмина, такие объекты, как правило, размещаются не на муниципальной земле. По такому же принципу ставят свои павильоны сетевые компании быстрого питания. Например, в Орле продвигался «Русский аппетит» и закусочная с хотдогами. Киоски с мороженым привезли в областной центр из Набережных Челнов (Татарстан). Они принадлежат фабрике по производству мороженого.
Кадровый голод
Ситуация с уличной торговлей такова, что осуществлять постоянный контроль даже за теми, с кем заключен контракт, муниципалитет не может.
Сотрудников, которые должны следить за нестационарной торговлей, не хватает. Поэтому выезд на место осуществляется только в случае поступления жалобы. Также схема торговых объектов не размещена на сайте администрации, что усложняет работу и самих предпринимателей, и контролирующих органов. Пока создание электронной карты уличных объектов только обсуждается. Также в администрации готовят к рассмотрению вопрос исключения из схемы невостребованных торговых точек, таких пока 26.
В тени
На улицах торгуют и те, кто разрешения не получал. В прошлом году было составлено 458 протоколов об административных правонарушениях, наложено штрафов на общую сумму около 1,5 млн рублей.
Проблема незаконной торговли существует не один год, но у административнотехнической комиссии нет других мер воздействия, кроме составления протоколов и наложения штрафов.
Некоторые киоски и палатки устанавливаются без всяких разрешений и документов.
– Поставить незаконный киоск легко, а вот снести его можно только по решению суда. Это долгий процесс, но работа в этом направлении ведется, – пояснила замначальника финансовоэкономического управления.
Положение неоднозначное
– Отношение к уличной торговле неоднозначное, ктото «за», ктото «против». Некоторые считают, что такие объекты только портят внешний вид улиц и не соответствуют санитарным нормам. Другие считают, что ларьки и киоски очень удобны и просто необходимы. Искать здесь золотую середину сложно. Однако Роспотребнадзор не имеет претензий к разрешенным видам уличной торговли. К тому же муниципалитет получает от размещения нестационарных объектов определенный доход. Только в прошлом году в казну поступило в общей сложности 19,9 млн рублей, долгов за предпринимателями не числится, – говорит Алла Ашихмина.
Только цифры
По состоянию на 1 января этого года в Орле зарегистрировано 258 киосков, 128 торговых павильонов, 65 торговых автоматов, 39 торговоостановочных комплексов, одна муниципальная ярмарочная площадка. В 237 павильонах торгуют продовольствием, из них в 27 – продукцией быстрого питания. Непродовольственные товары реализуют в 197 киосках и павильонах, в том числе печатную продукцию в 79 точках. В прошлом году 47 киосков и павильонов остановили деятельность, 5 киосков демонтировано.
Вероника Иконникова