Накануне майских праздников в областном краеведческом музее открылась вторая по счету персональная выставка работ Людмилы Капитоновой (0+).
Ровно два года назад музей уже привечал в своих старинных стенах этого талантливого и очень разностороннего художникаграфика, керамиста и автора самобытных текстильных панно из кусков разносортных тканей, ниток, меха и фурнитуры. В этот раз Людмила показала себя не так обширно (зальчик тоже был маловат), поэтому все, что вошло в экспозицию, было вдвойне ценно.
О гостеприимстве выставочной политики нашего краеведческого музея уже говорилось не раз. Его директор Д.А. Моисеев и краеведэнтузиаст от художественной жизни Орловщины Л.М. Тучнин давно доказали, что охотнее всех остальных учреждений в городе предоставляют свои экспозиционные площади и площадки любому одаренному и при этом не обязательно именитому и признанному автору. Более того, случается, что по инициативе ОКМ к нам приезжают показать себя творцы из соседних областей, а то и из дальнего зарубежья. И все же особо интересными и ценными представляются, на мой взгляд, выставки, сочетающие в себе высокую художественную ценность с реальной краеведческой составляющей, пусть и не всегда в привычных формах. Именно к таким акциям относится новая выставка графики Людмилы Капитоновой. Хотя с головой погруженный в творческую работу художник вряд ли изучает родной край буквально: сидит в архивах, исследует документы и фотоматериалы. Она тем не менее выполняет реальную миссию влюбленного в свое дело краеведа.
Людмила – художниккраевед от рождения. Она не вычленяет из целостного образа города какието «филейные» с точки зрения туриста и обывателя кусочки. Даже старинные орловские особняки не стали для нее приоритетнее неуклюжей урбанистики дворов хрущовок. Урожденная орловчанка, Людмила искренне и глубоко любит родной Орел, знает и показывает нам каждую детальку, характеризующую конкретный дом, оградку, часовенку, фонарь… На своей страничке во «ВКонтакте» она с удовольствием подсказывает своим подписчикам адреса домов и улочек, попавших в поле ее зрения и намертво схваченных ее цепкими художническими руками – чтобы зрители, не мучаясь сомнениями, могли быстрее открыть для себя знакомый уголок города, увиденный и нарисованный ею свежо, ярко и неожиданно – то с юмором, то с грустью, а то и даже с некой театральной мистикой. Думается, именно поэтому ее графические листы для нас, таких же орловцев, обретают некую дополнительную, трудно объяснимую ценность. Это – как вдруг увидеть себя, но не в зеркале и не в сэлфи, а нарисованным кемто незнакомым, возможно даже ребенком. Всматриваясь в ее городские образы, ловишь себя на том, что пытаешься почувствовать изображенное так же, как чувствовал его художник в момент рисования. Людмила, в отличие от большинства матерых пейзажистов, не делает комплиментов своим домам и закоулкам, не добавляет красивостей в виде кущ или красивых облаков, не сглаживает углы и не «штукатурит» орловскую обыденность. Напротив, она рисует кривое еще кривей, может усилить или, наоборот, «сломать» перспективу, подмечает мелкие выщерблины и прочие дефекты. Но поражает то, что в этом для нее нет и тени стеба, а уж тем более сарказма, бичуюшего ущербность городской среды. Просто она так любит свой город и любит его за то, что он таков. Поэтому и воспевает она его таким, каким сама полюбила однажды.
Кстати, Людмила честно пыталась «убежать» из Орла в более красивые и пафосные города России и даже какоето время жила там, работала, выставлялась, была замечена и оценена. Но в конце концов вернулась в родной Орел, к себе. На радость всем нам – ее друзьям и поклонникам ее таланта.
В афише выставки означено, что это графика. Людмила, действительно, давно и много работает в графике. Но то, что она выставляет сегодня, уже настолько непривычно по цвету и фактуре, что впору говорить о живописных достоинствах ее графических листов. Цветовые отношения в ее рисунках впечатляют своим бесстрашием и убедительной гармонией. Художник словно срывает с привычной картины мира мутноватомолочную кальку, которой во все времена учили и учат художниковреалистов во всем мире (вспомним бессмертное: «Больше грязи – больше связи»). Не каждый зритель догадывается, что эта смелость не от максималистского эпатажа. Скорее это подтверждение известной истины, что настоящий художник всегда подчинит себе любой материал, любую бумагу заставит работать на свой замысел и любой краске найдет точное применение. Людмила Капитонова не страдает снобизмом мэтра, она с блеском «приручила» и «выдрессировала» под себя «антихудожественные» разноцветные маркеры, фломастеры и линеры, хотя за плечами у нее добротная школа худграфа ОГУ – с маслом на холсте и классическим карандашным рисунком по бумаге. Поэтому наблюдать в короткие периоды ее «персоналок» за новыми «номерами и трюками» ее «цирковой труппы» – это отдельное удовольствие, в котором не стоит себе отказывать. А посему, добро пожаловать на выставку в краеведческом музее!
Виктор Панков