В преддверии юбилея Орла областные власти решительно взялись за наведение порядка в рекламном пространстве города. Почему это не всегда вызывает понимание у бизнеса?
Полиция как аргумент
В последние месяцы орловские предприниматели, особенно владельцы магазинов и кафе на центральных улицах, начали массово получать предписания полиции о демонтаже вывесок, признанных «незаконными рекламными конструкциями», с требованием заплатить штраф. Бизнес недоумевает: вывески висели годами и вдруг стали незаконной рекламой. После визита полиции некоторые предпочли не усложнять себе жизнь и просто сняли их, другие владельцы решили в суде оспаривать вывод о признании их вывески рекламой и незаконность штрафов.
– Согласен с тем, что с рекламой в городе давно нужно навести порядок: стены зданий, даже в центре, пестрят дешевыми баннерами, становятся похожими на мозаику, часто не понятно, что там расположено. Единственное, что не устраивает, – то, как действуют власти. Совершенно не понятно, почему претензии по рекламе нам предъявляет полиция. И для начала положено уведомить о нарушении законодательства, но не штрафовать сразу всех подряд, как сейчас, – комментирует ситуацию один из предпринимателей.
Тема нарушений в сфере наружной рекламы поднималась на совещании при уполномоченном по защите прав предпринимателей Орловской области 19 июля. С начала 2015 года полномочия по выдаче разрешений на размещение рекламы и вывесок были переданы из администрации Орла Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области. Как сообщил его руководитель Андрей Синягов, борьба с незаконными рекламными конструкциями идет уже больше года, но предписания департамента предприниматели игнорируют. И только помощь полиции сдвинула процесс с мертвой точки.
Отчитались и представители регионального УМВД: на территории Орла проверено более 565 рекламных конструкций предприятий в сфере торговли и оказания услуг. По результатам проверки владельцами добровольно демонтировано 266 конструкций, в отношении юридических, должностных и физический лиц возбуждено 192 дела об административном правонарушении, составлено и направлено в суды 133 административных материала. По данным на 12 июля, судами рассмотрено пять дел.
Суд поставит точку
Является информация рекламой или нет? Как пояснил «Орловской городской» в телефонном разговоре заместитель руководителя – начальник отдела естественных монополий и рекламы Орловского УФАС России Андрей Кирьянов, такая оценка входит в компетенцию антимонопольных органов, поскольку они контролируют соблюдение законодательства о рекламе именно в части содержания рекламной информации. В то же время областной Департамент госимущества самостоятельно дает оценку и квалифицирует информацию в качестве рекламы. И нередко она отличается от оценки Орловского УФАС России.
– В большинстве случаев то, что предъявляется предпринимателям, не является рекламой: это либо вывеска чистой воды, либо информация в сфере делового оборота. Поэтому в данной ситуации решение может принять только суд. Он поставит все точки над «i» в каждом конкретном случае, – говорит он.
По мнению антимонопольного ведомства, конфликтные ситуации по большей части связаны не с рекламой, а с нарушением норм Градостроительного кодекса, то есть оформлением фасадов зданий без согласования с муниципалитетом, органами архитектуры.
– Мы всегда готовы помочь физическим и юридическим лицам, предпринимателям, органам внутренних дел в части квалификации информации и высказать свое компетентное мнение, которое основано на нормах действующего законодательства, разъяснениях ФАС России и судебной практике, – сообщил Андрей Кирьянов.
Опираясь на закон
Вопросы, связанные с размещением рекламных конструкций, весьма актуальны для предпринимателей, подтвердил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Орловской области Евгений Лыкин. Несмотря на то, что в аппарат уполномоченного к настоящему времени поступило лишь несколько письменных обращений по данной проблематике, в ходе личных приемов данная тема поднималась предпринимателями неоднократно.
Чтобы избежать конфликтных ситуаций, бизнес-омбудсмен советует предпринимателям строго руководствоваться нормами законов. И в первую очередь, законом «О рекламе».
– Установка и эксплуатация рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только на основании договора, заключаемого по результатам торгов. Кроме того, установка рекламной конструкции допускается только при наличии разрешения от органа местного самоуправления. Если такого разрешения нет, реклама подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления, – говорит Евгений Лыкин. – Более того, статьей 14.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за такое правонарушение: штраф на граждан в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей, на должностных лиц – от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, на юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн рублей.
Уполномоченный напомнил также о статье 6.3 закона Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения», которая также предусматривает штрафы за размещение информационных материалов в местах, не отведенных для этих целей (на фасадах зданий, в подъездах домов, на остановках и т.д.).
– В этой связи выполнение органами полиции своих функций по обеспечению исполнения законодательства основано на законе. Однако не стоит забывать, что решение о привлечении предпринимателя к ответственности может быть принято только судом, – поясняет бизнес-омбудсмен.
Поскольку не все информационные материалы могут быть отнесены к рекламе, самостоятельно разобраться в этом вопросе участникам рынка бывает непросто. В аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей готовы оказать содействие в этом, не только проконсультировать и разъяснить, но и помочь в защите и восстановлении прав предпринимателей в случае их нарушения, заверил Евгений Лыкин.
Особое мнение
Новый порядок
Областной Департамент госимущества разместил на официальном портале области «Правила размещения наружной рекламы в Орловской области». Этим документом должны руководствоваться владельцы компаний, прежде чем вешать на фасаде какие-либо рекламные конструкции или вывески. Один из предпринимателей поделился с «Орловской городской» впечатлениями о новых правилах.
– Скачал себе этот почти 50-страничный документ. На самом деле это удобная инструкция, любой ее поймет. Там много визуализации — примеров в виде картинок, как должно висеть и как не должно. В принципе он отвечает на все твои вопросы. Другое дело, что надо было своевременно информировать о нем предпринимателей, вести с ними диалог, собирать, разъяснять. Но сразу штрафовать? Думаю, именно это больше всего возмутило бизнес, – говорит он.
Людмила Федосова