8 июля в стране отмечали всероссийский День семьи, любви и верности. О том, как и почему менялись в последние годы модели семьи, рассказала орловский психолог Екатерина Марьянова.
Теперь не обязательно
Роль в изменении отношения к семье и необходимости заключения брака сыграла смена образа жизни большинства людей. Работа в офисе, многочисленные сервисы, развитие общепита и доставки сделали семью необязательным условием благополучной жизни. (Разумеется, речь идет в основном о городских жителях.)
– Уже стала расхожей шутка: «А кто в старости стакан воды принесет? – Доставщик». Если раньше наличие супруга (супруги) и детей считалось чуть ли не единственным вариантом, то теперь появились альтернативные сценарии. По моим наблюдениям, люди в возрасте старше тридцати лет, которые вовсе отказываются от длительных отношений и брачного союза, уже далеко не редкость, – говорит Екатерина Марьянова.
Битва гормонов
Это явление специалисты в области психологии уже определили как «битву дофамина и окситоцина». Дофамин, как известно, это гормон удовольствия, а окситоцин — гормон привязанности. Проще говоря, люди хотят получать удовольствие, но при этом не быть зависимыми от коголибо, ограничивать себя и нести ответственность.
– В этом противоречии еще предстоит разбираться. Пока понятно одно: далеко не всем категорически необходимо становиться родителями. Делать это через силу и нежелание фактически означает делать несчастными и себя, и детей. Я считаю, что должна быть возможность избежать этой трагедии, – продолжает психолог.
На отказ от деторождения влияет еще один фактор: требования к родителям в обществе серьезно повысились. Если раньше было достаточно того, что ребенок сыт и одет, то сейчас его надо (ни много ни мало) сделать счастливым: развивать, правильно воспитывать, направлять и во всем поддерживать.
Личные предпочтения
Помимо традиционной семьи возникли еще и другие модели семейных взаимоотношений. Например, мама зарабатывает, папа занимается детьми. Или модель гостевого брака, предполагающего раздельное проживание супругов, семья «выходного дня» и так далее.
– Все это разнообразие моделей возникло вследствие того, что традиции ушли на второй план и личные предпочтения стали намного важнее. Минусы разнообразия в том, что теперь каждый должен заново искать ответы на вопросы: кто будет заниматься детьми, кто зарабатывать, как распоряжаться семейным бюджетом, кто отвечает за организацию быта и так далее. Ранее таких вопросов даже не возникало, семьи жили по готовым схемам, – говорит Екатерина.
Основа основ
Но все вышеперечисленное вовсе не означает, что традиционная семья отмирает и к ней нет никакого интереса. Напротив, существуют целые движения, поддерживающие данную модель. Это отразилось даже на моде: длинные многоярусные юбки стали повседневной городской одеждой для современных женщин. За примером далеко ходить не надо. В Орле мастерская одежды «Зарянка» пользуется популярностью, за этими юбками длиной до пола стоит целая философия культивации женственности.
– Также традиционную семью поддерживают на государственном уровне. К поддержке можно отнести материнский капитал, различные выплаты и пособия, законный трехлетний отпуск по уходу за ребенком с сохранением рабочего места. С другой стороны, в обществе сохраняется негативное отношение к многодетным семьям. Я сама — мама трех детей и остро чувствую этот момент. Конечно, негатив вызван частично тем, что некоторые многодетные семьи бывают неблагополучными. И пока в обществе принято переносить маргинальный образ на всех остальных, – рассуждает Марьянова.
Новые решения
Екатерина считает, что современной маме нужен не только длительный отпуск по уходу за ребенком, но и возможность не терять профессиональные навыки. Не секрет, что вернуться на прежнее рабочее место удается не всем. К тому же сейчас уже не принято жить со старшими родственниками; дедушки и бабушки не помогают с внуками так, как это было раньше.
– Возможно, стоит подумать о создании службы нянь, оплата работы которых будет производиться из социального фонда. Такой опыт есть, например, во Франции. Реалии меняются очень быстро, и нужно так же быстро искать новые решения. Дальше нас ожидает еще больше перемен и трансформаций, – заключает Екатерина.
В Орле более половины браков распадаются
По данным ЗАГС Орловской области, в областном центре в 2018 году было заключено 2298 брачных союзов, развелись 1474 пары. В процентном соотношении количество разводов составило 64%. В 2019 году тенденция практически не изменилась: поженились 2302 пары, развелись – 1525, разводы составили 66%.
В 2020 году количество браков и разводов было несколько меньше: 1988 и 1091 соответственно; почти 55% разводов. Видимо, на ситуацию повлияли ограничения, связанные с борьбой с коронавирусом.
Что касается возраста вступления в брак и других факторов, результаты крупных исследований представил Росстат РФ на основе данных о Всероссийской переписи населения в 2010 году. Средний возраст вступления в брак мужчин и женщин составил 25 лет – 34 года. Показатель сдвинулся только у женщин, раньше они выходили замуж в возрасте 1825 лет. Изменилось отношение к возможности совместного проживания до брака. Люди в возрасте 25 лет и моложе в основном приветствуют этот вариант и считают, что в течение годадвух нужно «проверить чувства». Современные пары склонны откладывать свадьбу и рождение детей на более поздние сроки.
Вероника Иконникова