Генеральный директор «Орелводоканала» Василий Иванов был в числе первых, кто прибыл на место аварии на улице Комсомольской 7 июля.
«Аварийные службы, подъем!»
«Аварийные ситуации случаются неожиданно и крайне быстро. В здании «Орелводоканала» всегда находится дежурный диспетчер. Он получает информацию как по телефону, так и в онлайнрежиме. У нас также есть диктующие электронные точки, на которых отражаются графики давлений и многое другое. Как только происходят какието резкие изменения, диспетчер тут же получает массу информации. В тот день сигнал об аварии поступил в 20.55», – рассказывает Василий Иванов.
Уже в 21.05 генеральному директору «Орелводоканала» поступила видеозапись с места аварии. И ему сразу стало понятно: ситуация катастрофическая.
«Для подобных ситуаций существует система оповещения. В 21.12 от меня поступило сообщение в общий чат: «Порыв на водоводе в районе 909го квартала. Аварийные службы, подъем!» После каждый начальник подразделения поднял своих работников. Так как это уже нерабочее время для основных сил, всех необходимых людей вызвали из дома».
Что же стало причиной аварии?
«В настоящее время создана комиссия, состоящая из специалистов «Орелводоканала» и представителей управления городского хозяйства и транспорта администрации Орла, а также проектировщика из «Орелпроект», – продолжает Василий Иванов. – Мы обязаны установить причину конкретной аварии и по возможности предпринять меры для исключения повторения подобной ситуации».
Предварительно уже можно сказать, что одной из причин стало отключение энергоснабжения. В этот день произошла аварийная остановка практически всех насосных станций, что привело к неконтролируемой ситуации в водопроводе. Также нельзя не учитывать, что трубопровод этот — 1976 года, и возникшие со временем микротрещины тоже могли послужить катализатором.
По словам Василия Иванова, скорость движения воды в трубе приблизительно 4060 км/ч. В момент аварии был пик движения, так как 20.0021.00 — это время активного разбора воды.
«Представим поезд, который движется со скоростью 60 км/ч. Причем впереди идут вагоны, а сзади — понашему, на насосной станции, — находится паровоз, который его толкает. В какойто момент «паровоз» моментально останавливается, а «вагончики» продолжают идти дальше. То же самое происходит с водой, которая находится в трубопроводе. Позади нее в трубе возникает вакуум, вода останавливается, разворачивается в обратную сторону, и возникает гидроудар», – попростому объясняет генеральный директор «Орелводоканала».
Василий Иванов замечает: недавняя остановка была не первая и, скорее всего, не последняя. Подобное отключение было совсем недавно, но к серьезной аварии не привело.
Во избежание новых аварий
На данный момент «Орелводоканал» строит новую ветку водовода на участке от ул. Авиационной до ул. Генерала Родина. А в 2020 году водовод появился на ул. Высоковольтной — на участке между Лужковским водоводом до Кромского шоссе. На 2022 год запланировано проектирование водовода от ул. Машиностроительной до Карачевского шоссе. Строительство ведется в рамках федеральной программы «Чистая вода» национального проекта «Жилье и городская среда».
Все новые водоводы строятся из полиэтиленовых труб высокого давления. Но в городе еще есть сети из чугуна и стали.
Как поясняет Василий Иванов, чугунные трубы менее популярны, потому что их цена значительно выше, монтаж достаточно сложный и развитие аварий на подобных трубопроводах быстротекущее. А течь на стальных трубопроводах не критична и не приводит к большим разрывам.
«Сами по себе материалы совершенно разные. Если чугун и сталь фактически не расширяются от температуры, то полиэтилен имеет очень значительные тепловые расширения. Соединить две трубы между собой крайне проблематично. В 909м квартале с одной стороны была стальная труба, а с другой – чугунная. К стальной трубе электродуговой сваркой приварили новую, а с другой стороны чугун со сталью соединили методом чеканки. Для полиэтилена использование таких соединений невозможно. Это только спровоцирует другие аварии».
Как удалось быстро устранить аварию
«Срок устранения подобных аварий — до 24 часов. Мы справились за 12. Такого результата добились благодаря слаженной работе всех структур. На место аварии сразу прибыли представители МЧС, ГИБДД, Трамвайнотроллейбусного предприятия, всех служб подземных коммуникаций. Через 1,52 часа аварийная бригада «Орелводоканала» собралась в полном составе.
Поспособствовало нам наличие собственной техники и аварийнострахового запаса. Если бы у нас не оказалось трубы нужного диаметра для этой ремонтной вставки, то пришлось бы ждать около месяца. Тогда авария переросла бы в катастрофу.
Наша главная ценность — это люди. Сегодня в «Орелводоканале» трудятся неравнодушные, умелые специалисты, имеющие большой опыт работы. Объединив все силы, мы смогли устранить последствия аварии в кратчайший срок», – подчеркнул Василий Иванов.
Администрация Орла искренне благодарит всех, кто причастен к устранению аварии на водоводе в районе 909го квартала. Спасибо, что не допустили городской катастрофы!
Ирина Шейхова