Как и в каком случае можно обратиться к финансовому уполномоченному? С таким вопросом в редакцию обратился наш читатель. «Орловская городская» попыталась разобраться.
Обращаться обязательно
Должность финансового омбудсмена была учреждена в 2018 году. С тех пор началось формирование службы, обеспечивающей деятельность данных лиц, экспертного совета и совета службы финансового уполномоченного.
Задача омбудсменов — заниматься досудебным урегулированием споров между финансовыми организациями и их клиентами. Проще говоря, если у человека (физического лица) есть претензия (имущественные требования) и он намерен обратиться в суд, сначала надо подать заявление финансовому омбудсмену. Причем это не добровольная, а обязательная процедура.
Кто в списке
К финомбудсмену можно обратиться, только если вам была оказана услуга, не связанная с вашей предпринимательской деятельностью. То есть в случае использования денежных средств для бытовых, личных и семейных нужд.
С 1 июня 2019 года процедура обязательного досудебного урегулирования распространялась только на страховые компании. В прошлом году списки пополнили микрокредитные организации. С 1 января этого года к ним присоединили: кредитные организации, кредитные потребительские кооперативы, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды.
Одно из условий — финансовые требования заявителя не должны превышать сумму 500 тысяч рублей. Исключение составляют договоры по полисам ОСАГО, в этом случае сумма не ограничена.
Их четверо
Сейчас должности финансовых уполномоченных занимают всего четыре человека. Они принимают заявления со всей страны. Как следует из отчета совета по организации деятельности финансового уполномоченного (СДОФУ), в прошлом году омбудсмены рассмотрели
187 368 заявлений. Средний размер требований составил 207 тысяч рублей. 86% решений приняты в пользу заявителя с удовлетворением требований в полном или частичном объеме.
Чаще всего жаловались жители Краснодарского края (21 056 заявлений), самый низкий показатель в Чукотском автономном округе — всего 3 обращения. Орловская область занимает 64е место по количеству заявлений (590 жалоб).
Самое большое количество жалоб поступило в отношении страховых организаций. Граждане чаще всего были недовольны услугами по договорам ОСАГО, на втором месте услуги по договорам страхования жизни, от несчастных случаев и болезней, на третьем месте – договоры Каско. Реже граждане предъявляли претензии микрофинансовым организациям. Стоит учитывать, что банки, кредитные кооперативы, негосударственные пенсионные фонды и ломбарды вошли в обязательный список только в этом году. Очевидно, за 2021 год статистика будет уже совсем иная.
Два способа
Обратиться к финансовому уполномоченному можно двумя способами: в электронном виде на официальном сайте finombudsman.ru, либо в письменном виде отправить заявление по почте на адрес 119017, г. Москва, Старомонетный пер., дом 3. Однако на официальном сайте указано, что прием корреспонденции временно прекращен в связи с мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции.
В 2019 году МФЦ Орловской области объявил о том, что оказывает помощь в отправлении обращения финансовому уполномоченному в электронном виде с компьютеров сотрудников центра.
Обращение к финомбудсмену бесплатно. За исключением случаев, когда заявитель переуступил право требования к финансовой организации третьему лицу. Тогда стоимость составляет 15 тысяч рублей. Но процент таких заявлений очень мал.
Однако не все граждане сумели соблюсти порядок обращения. В результате по этой причине только в прошлом году уполномоченные отказали в рассмотрении жалоб 22 615 раз.
Все по порядку
Прежде чем составлять жалобу финомбудсмену, нужно обратиться с претензией в финансовую организацию. Ответ должен поступить в течение 15 дней, если с момента факта нарушения ваших прав прошло менее 180 дней. И в течение 30 дней, если прошло более 180 дней. Если ответ не последовал или не устроил заявителя, тогда можно обращаться к финомбудсмену.
К обращению должны быть приложены копии претензии в финансовую организацию и ее ответа (при наличии), а также копии договора с данной организацией и других документов, касающихся требования. По поводу пакета документов можно проконсультироваться в контактном центре финомбудсмена по номеру 8 (800) 2000010.
На что рассчитывать
Уполномоченный обязан принять решение и дать ответ заявителю в течение 15 дней. Бывают ситуации, когда нужно провести независимую экспертизу, тогда срок ответа увеличится, но не более чем на десять дней.
Уведомление о решении получит заявитель и финансовая организация. Решение уполномоченного обязательно для исполнения в срок, указанный омбудсменом. За исключением случая, когда ответчик не согласен и обжалует такое решение в суде (в 70% случаев суд оставляет решение в силе).
Если ответчик не исполнил решение добровольно в течение трех месяцев, заявитель может потребовать у омбудсмена исполнительное удостоверение. Такой документ можно самостоятельно передать судебным приставамисполнителям. Тогда уже они будут приводить в исполнение решение омбудсмена.
Получить такое удостоверение можно также через личный кабинет на официальном сайте уполномоченного.
Заявитель может не согласиться с решением уполномоченного. В этом случае следует обратиться в суд для обжалования в течение 30 дней с момента вступления решения омбудсмена в силу.
Вероника Иконникова