Ровно век назад, в 1921 году, в Орле на колокольне Богоявленского храма поселился странный человек. Имя того человека было Афанасий Андреевич Сайко. Совсем немного времени потребовалось, чтобы орловцы потянулись к нему, почитая старцем и Христа ради юродивым.
Дар предсказания
«Орел дан мне в удел…», – так говорил сам Афанасий Андреевич, и по сей день не только жители Орла и области, но и верующие со всей России приезжают к месту его упокоения со своими чаяниями. Большинство из них утверждает, что после обращения к Афанасию Сайко помощь действительно приходила: извне, от добрых людей, или же посещала мысль, идея, способствовавшая обретению верного пути и решению проблемы.
Достоверных сведений о жизни Афанасия Сайко до его загадочного появления в Орле не сохранилось либо было обнародовано немного. Известно, что родился он 31 января 1887 года, по его собственным словам, записанным верующей орловчанкой Марией Кирилловой, женат никогда не был, однако имел военную выправку.
Уже в Орле Афанасий Андреевич был неоднократно арестован и гоним, содержался в тюрьме и в психиатрической лечебнице, настолько серьезным был, по мнению безбожной власти, наносимый им урон атеистической идеологии. Но из любого заключения он возвращался в Орел, подвизался во Введенском монастыре, в Афанасьевском храме, и продолжал общаться с людьми, изобличать грехи, помогать советом и предсказывал будущее.
Однажды Афанасий Сайко обмолвился о том, что дан ему дар читать мысли человеческие, и в самом деле, сохранились свидетельства тому, что отвечал он на невысказанное, сам говорил иносказательно, но неизменно правду.
Так, при жизни Афанасия Андреевича и по его собственному поручению начавшая записывать его историю Мария Кириллова вспоминает о девушке Татьяне, убитой незадолго до освобождения Орла от оккупации осколком бомбы, которой буквально за день до гибели Афанасий Андреевич сказал: «Ну, девка, тебя сразу ухлопает». И об орловских священниках, отце Филиппе и его собрате, которым старец протянул два огурца со словами «Это вам — Брянск, а это вам — Ливны», и верно, через некоторое время о. Филиппа перевели в Брянск, а второго священника — в Ливны.
Принадлежавшие Афанасию Андреевичу вещи – его шапочку, одеяло, плащ, картуз – верующие сберегали, и по сей день они хранятся в домах как святыни.
– Несколько лет назад мне подарили кусочек серого простеганного одеяла Афанасия Андреевича, – рассказывает староста Успенского (МихаилоАрхангельского) собора г. Орла Сергей Зайцев. – Я хранил его на полке, и спустя непродолжительное время заметил, что одеяльце оказалось пропитано миром.
Однако, будучи ценителем и знатоком церковной старины и истории, Сергей Зайцев отмечает, что даже к рассказам о чудесах стоит относиться с осторожностью.
– Пару лет назад прихожанка рассказала мне о якобы святом источнике, который, как говорили в народе, выкопал Афанасий Андреевич. Я удивился уже тому, что находился тот источник в районе ТЭЦ, где Афанасию Сайко было элементарно затруднительно оказаться, – рассказывает он. – Действительно, источник, хотя и весьма странный, но очевидно почитаемый верующими, нашелся. Однако заказанная экспертиза показала, что вода из него грозит серьезным ущербом для здоровья, чего на святом источнике по определению быть не может. Примечательно, что после получения мной официального заключения об этом источник странным образом высох.
Вопрос канонизации
Афанасий Сайко скончался 5 мая 1967 года на железнодорожной станции Снежская Брянской области и был погребен на Крестительском кладбище в Орле. Уже более полувека верующие стремятся к его могиле, даже остаются ночевать.
Иерей Серафим Юрашевич подчеркивает, что такая практика почитается нормальной, к могилам многих ныне святых, в частности, к месту погребения блаженной Ксении Петербургской, верующие стремились задолго до канонизации.
Казалось бы, народная любовь и почитание Афанасия Сайко создают прямые предпосылки к тому, чтобы причислить его к лику святых. Однако много лет заведовавший канцелярией управления Орловской митрополии отец Серафим отмечает, что работа над этим вопросом ведется уже очень давно.
– Мой отец был протодиаконом, и как следствие, родители были знакомы с Афанасием Андреевичем, бывало, что обращались к нему за советом, – рассказывает он. – Вполне естественно, что вопрос его канонизации меня интересовал. Однажды в мои руки попал православный календарь, напечатанный в Америке в 80е годы. В нем был отмечен день памяти святого Афанасия Сайко. Однако, когда я обратился в Русскую православную церковь в США, мне разъяснили, что эта отметка была инициативой одного весьма своеобразного священнослужителя. Официально же Афанасия Андреевича как святого там не чтут.
Председатель комиссии Орловской епархии по канонизации святых протоиерей Игорь Чистюхин подчеркивает, что канонизация святых — довольно сложная и требующая времени процедура, которой занимается Синодальная комиссия по канонизации святых Русской православной церкви.
– В предоставляемых материалах должна быть серьезная доказательная база. Праведную жизнь канонизируемого, случаи исцеления и чудеса по его молитвам необходимо подтвердить документами. Епархиальной комиссией по канонизации святых проведена большая и кропотливая работа, однако некоторые периоды жизни Афанасия Андреевича документально подтвердить невозможно, многое известно лишь по воспоминаниям тех, кто с ним общался. Сегодня работа по поиску и подготовке необходимых документов продолжается. Будет ли канонизирован орловский Христа ради юродивый Афанасий Андреевич Сайко, известно лишь одному Богу, – говорит он.
Анастасия Извекова