Как ограничения, связанные с предотвращением распространения коронавируса, повлияли на развитие внутреннего туризма. Что такое глэмпинг и байдарочный порт. Об этом и многом другом «Орловской городской» рассказала директор туроператора «Тур Орел» Ольга Савушкина.
Работа в разгаре
В прошлом году Ольга выиграла государственный грант на строительство глэмпинга в Орловской области. Местом для реализации проекта был выбран город Новосиль. Сейчас байдарочный порт включает: площадку для размещения 60 палаток, 6 комфортных палаток с кроватями (это и есть элемент глэмпинга), волейбольную площадку. Недавно завершилось строительство кафе. В планах — возведение еще 9 комфортных палаток. В следующем сезоне объект должен заработать на полную мощность. Пока идет строительство, «Тур Орел» продолжает заниматься своим основным делом — организацией активного отдыха: сплавы на байдарках, велопоходы, прогулки, экскурсии.
Подводные камни
На первый взгляд, все довольно оптимистично. Но на развитие внутреннего туризма, о котором так много говорилось с разных трибун, серьезно повлияли различные факторы. На первом месте, безусловно, коронавирус.
– Сейчас мы работаем в условиях вечного цейтнота. Если раньше байдарочные туры планировались в среднем за полгода, то теперь срок подготовки сократился примерно до двух недель. И срывы заездов — дело не редкое. Вот недавний пример: к нам должна была приехать большая группа, но три человека заболели коронавирусом. Все остальные, как контактные, – на двухнедельном карантине. Теперь они приедут позже, а мы просто потеряли это время.
Серьезно отразился и рост цен, особенно на стройматериалы. Например, когда мы составляли смету строительства байдарочного порта и глэмпинга, кубический метр древесины стоил 7,5 тысячи рублей, сейчас — 25 тысяч рублей. Теперь денег просто не хватает. В итоге срок окупаемости проекта серьезно увеличивается, и компенсировать эти расходы придется за свой счет, – говорит Ольга.
Пробелы законодательства
По словам директора «Тур Орел», повышать стоимость собственных услуг возможности нет.
– Переложить все это на плечи туристов, означает потерять их. Да, в отрасли есть игроки, которые повысили цены процентов на 20. Но в основном все стараются удерживать стоимость на прежнем уровне, – продолжает Ольга.
Не способствуют развитию внутреннего туризма и серьезные пробелы в законодательстве.
– До сих пор нет четкого определения деятельности по благоустройству территорий у воды. С этим сталкиваюсь не только я, в подобном положении находятся организаторы платных пляжей. Некоторые граждане считают, что мы перекрываем доступ к воде. Но берег большой, подойти можно в любом месте. Однако хочется подходить там, где трава скошена и песок завезен. Также приходилось объясняться с правоохранительными органами по поводу водоохранной зоны. Словом, единой стратегии у федерального центра и на местах нет. Даже наличие государственного гранта не означает, что вам дадут зеленый свет на всех уровнях. В подобном положении и сельский туризм. Там тоже многое не ясно. Возьмем пример: бабушка принимает в своем доме туристов, кормит, предоставляет жилье за небольшую плату. Но соседям это не нравится и они жалуются в надзорные органы. Надзорные органы решают, что это незаконно и запрещают. Почему нельзя узаконить такой вид туризма? Ведь бабушка понесет свою прибыль в ближайший магазин, купит чтото для хозяйства. В этом и состоит идея повышения уровня жизни на местах за счет развития внутреннего туризма, – рассуждает Ольга.
Погода помогла
По словам директора «Тур Орел», операторы, которые занимаются организацией активного отдыха в регионах, в этом году имеют хороший спрос на услуги за счет жаркой погоды. Туристы стремятся выехать на природу подальше от душного города.
– Будем надеяться, что ситуация с погодой и спросом не изменится до конца сезона. И в следующем году наш глэмпинг и байдарочный порт привлечет новых гостей. Уже есть планы на организацию фестивалей и мастерклассов с местными мастерами. В Новосиле есть прекрасные мастера, которые занимаются, в том числе, чернышенской игрушкой (возникла в селе Чернышено Новосильского уезда). Идей и задумок много, – продолжает Ольга.
Уникальный проект
К слову, глэмпинг и байдарочный порт в каком-то смысле проект уникальный. По крайне мере, в стране пока аналогов нет. Обычно организаторы сплавов и активных видов отдыха на природе ограничиваются походными условиями.
Хотя идея глэмпинга не нова, само слово расшифровывается как «гламурный кэмпинг». Суть состоит в том, чтобы предоставить возможность отдыхать с комфортом на природе в отдаленных уголках. Обычно в глэмпинге палатки делают на постаментах, в них есть кровати и другая мебель.
Кроме того, со временем коллектив «Тур Орел» планирует создать водные трассы для занятий гребными видами спорта.
– Байдарочный порт это, по сути, комплекс для отдыха на природе. Причем не важно, хочет ли человек лежать в гамаке, сплавляться на байдарке, отправиться в велопоход или просто погулять по окрестностям. Но пока четкой уверенности в завтрашнем дне нет, думаю, судьба проекта будет более ясной через 2-3 года, – заключает Ольга.
Вероника Иконникова