Сегодня в орловских музеях можно увидеть сразу два уникальных проекта: выставку «Культурные и духовные ценности православных храмов Орловщины» (0+) в музее краеведческом и «Обретение: образы русской истории в пейзажной живописи Алексея Комова» (0+) в Музее изобразительных искусств. Обе они появились при непосредственном участии и во многом благодаря известному орловскому ученому экспертуискусствоведу Министерства культуры РФ, кандидату искусствоведения Марианне Комовой.
– Марианна Александровна, оба проекта впечатляют результатами огромной работы. Пожалуйста, расскажите о ней подробнее.
– Что касается выставки, представленной в краеведческом музее, к ее открытию мы в общей сложности шли порядка 20 лет. Целой группе специалистов потребовалось время для изучения церковных древностей, находящихся в храмах Орловской области. Кроме того, представленные на выставке экспонаты в первую очередь являют собой не просто предметы церковного быта, это объекты церковных служб и таинств. С точки зрения церковного права это «священные предметы», к которым верующие относятся с особым трепетом и почитанием. К музейным же предметам сам термин «почитание» неприменим. Разумеется, церковь с осторожностью относится к экспонированию святынь, и сама выставка стала возможной лишь благодаря договоренности с Орловской митрополией и лично с владыкой Тихоном. Он первый орловский иерарх, решившийся представить храмовые ценности в музее, и за это я хотела бы выразить ему огромную благодарность.
На выставке, открывшейся в Музее изобразительных искусств, речь идет в первую очередь о современной светской живописи. Алексей Комов – священник, член Союза художников России, однако он не иконописец. Его работы изначально предназначены для того, чтобы их экспонировали, хотя в таком объеме он выставляется впервые. Искусство представляет собой эмоциональный способ познания мира, и разумеется, в этих картинах заложен определенный духовный опыт художника. Учитывая тот факт, что автор в первую очередь священник, созерцатель, искренне восторгающийся красотой природы, храмов, города Орла в целом, его картины пронизаны настоящей пасхальной радостью. Эта выставка стала своего рода подарком для орловцев ко Дню города.
– Круг ваших профессиональных интересов весьма широк. Пожалуйста, расскажите, чем вы занимаетесь сегодня.
– Своей главной задачей как исследователя я считаю раскрытие неизвестных сторон жизни и истории Орловщины и в целом Центрального региона на фоне общерусской культурной традиции. К счастью, сегодня мы получаем доступ к новым, все более глубоким слоям культуры прошлого, и важно не просто «извлечь» их, но и правильно понять и описать. Значительная часть моего времени отдана экспертизе предметов, относящихся к культурным ценностям, сопровождение их ввоза и вывоза из страны. Помимо этого я занимаюсь изучением старинных церковных текстов, поиском неизвестных предметов иконописи на территории Орловской области, преподаю на кафедре теологии, религиоведения и культурных аспектов национальной безопасности юридического института ОГУ имени И.С. Тургенева.
– Насколько сложно для вас говорить об искусстве и религии так, чтобы это было понятно и интересно людям, столь глубокими познаниями не обладающим?
– В этом плане мне очень помогает работа со студентамипервокурсниками, до которых знания нужно доносить максимально просто. Мы говорим с ними о Христе, о заповедях, об истоках христианской цивилизации, о том, что любое иконописное изображение, каждый сюжет, основанный на особых предписаниях правильного поведения в обществе, является своеобразным «дорожным знаком» на пути христианина. Так что речь здесь идет не только о профессиональных знаниях и общем повышении интеллектуального уровня, но и о понимании окружающего мира, своего места в нем.
– Вы упомянули, что занимаетесь изучением средневековых религиозных текстов и поиском таковых на территории Орловской области.
– Да, в рамках своей докторской диссертации я занимаюсь архивным поиском интересных средневековых религиозных текстов об иконах и реликвиях, их почитании, до сих пор не введенных в научный оборот. В частности, на выставке в краеведческом музее представлены несколько списков иконы Николы Мценского. С этой святыней связан уникальный текст о крещении мценян в 1415 г. После тщательного изучения целой группой ученых сам текст был датирован XVII веком. Группа орловских ученыхфилологов, в которую я вхожу, на основе текстологического анализа пришла к дополнительному выводу, что мценская легенда о крещении является устным пересказом вероятно летописного сообщения, который бытовал довольно долго в регионе, прежде чем был записан и опубликован. Мне удалось обнаружить около 100 подобных региональных текстов о почитании древних икон в Орловском, Калужском, Тульском, Рязанском, Брянском и столичных архивах.
– Насколько сложно сегодня, при наличии множества технических возможностей для проведения различных экспертиз, датировать предметы искусства?
– Все предметы, относящиеся к европейскому изобразительному искусству, и в частности, моя экспертная специализация: «древнерусская и поздняя русская иконопись», а также «предметы русской живописи и скульптуры XVIIIXIX веков», требуется датировать особенно тщательно. Я обладаю многолетним опытом атрибуции предметов искусства, в том числе по фотографиям. Однако датировать по снимкам бывает достаточно непросто. А для экспертов, работающих с таможней и вывозом и ввозом культурных ценностей, экспертиза по фотографиям вообще запрещена законом РФ. Практика экспертиз по фотографиям применяется экспертом только в уголовном праве, когда исследуемый предмет похищен или уничтожен.
Если предмет датирован, то есть эксперты признали, что дата его создания соответствует указанной, его называют эталонным. Задача специалиста, занимающегося атрибуцией, состоит в том, чтобы визуально составить ряд из эталонных образцов рядом с неизвестным предметом и таким образом датировать его, рассчитать его стоимость, исходя из аналогов на антикварных рынках. Технологическая экспертиза, не дополненная визуальной стилистической экспертизой, к сожалению, не всегда дает точный результат. Причина в том, что в ХХ веке множество подделок создавались на древних досках с использованием приемов состаривания и старинных технологий. Само по себе знание стилистики и особенностей эталонных предметов искусства помогает отличить копию от предмета, действительно созданного в определенный момент времени.
Анастасия Извекова