Новая книга известного издателя, члена Союза писателей России Александра Лысенко вышла в Орле к его юбилею.
Название «Пульс юности» ей дала одноименная повесть, написанная в редком для современной литературы жанре личного дневника. Он велся автором в юношеские годы – конец 60х – начало 70х – и охватывает период от последнего школьного звонка до окончания физикоматематического факультета Орловского государственного педагогического института.
Доверить свою историю юному, только вступающему в жизнь герою, и говорить от его имени очень трудно. Тем более, если в творческом арсенале Александра Лысенко несколько написанных книг, если в качестве бессменного директора издательства «Вешние воды» за более чем четверть века он выпустил десятки томов произведений орловских литераторов, многие из которых становились украшением самых престижных книжных выставок. Выбрав повествование от первого лица, автор повести «Пульс юности» и говорит языком своего молодого героя, не допуская выражения мыслей и чувств лексикой и стилистикой опытного издателя и литератора. Трудно, наверное, спустя десятилетия не поддаться соблазну «осовременить» некоторые страницы дневника, но в этом и особенность жанра: буквально по датам воссоздать в памяти события и лица, заставить заново пережить, казалось бы, напрочь забытые эмоции, обозначить вехи развития внутреннего мира и становления личности героя. Отсюда и предельная честность перед собой, и строгая самокритика, и подкупающая самоирония, и серьезные «меры» по самовоспитанию, и впечатления от прочитанных книг, и непосредственность первых чувств…
В дневниках 1822летнего героя повести события общественной, экономической и политической жизни страны и города служат всего лишь легким фоном: молодой человек почти не записывает их в свой дневник. Оно и понятно: в этом возрасте куда важнее жизнь внутренняя, эмоциональные отклики на действия и поступки окружающих людей, повышенные требования к себе и друзьям, осознанное накопление знаний и навыков, растущий интерес к ровесницам. Но рядом с «большой» историей исподволь формируется не только характер – определяются нравственные и жизненные приоритеты, растет самосознание, юноша становится мужчиной.
На первый взгляд, ничего особенного: лекции и семинары, экзамены и зачеты, студенческие вечера, ни к чему не обязывающие увлечения и проверенная годами дружба, летняя педагогическая практика и первые уроки в качестве молодого педагога – словом, все узнаваемо, все, как у многих. Но от даты к дате, от года к году герой повести все чаще и глубже задумывается о своем месте в профессии, формулирует конкретные задачи и поочередно решает их: становится одним из лучших студентов на курсе, повышает спортивный разряд, блестяще проводит преддипломную педагогическую практику, находит мужество достойно, помужски, завершить исчерпавшие себя отношения…
Прелесть этой незатейливой повести в том, что она тревожит память читателя, оживляет воспоминания, рождает светлую грусть по лучшему времени в жизни каждого из нас – юности, пульс которой и определяет потом ритм, содержание и смысл всего земного существования. Лучше всего об этом у Пушкина: « Все мгновенно, все пройдет, что пройдет, то будет мило». А молодому читателю этот дневник – самое настоящее «юности честное зерцало». Учит и любить, и дружить, и сопереживать, и воплощать в жизнь мечты.
В основном от первого же лица написаны и рассказы второй части книги. Они плод воспоминаний из разных периодов жизни и деятельности автора – педагогической, театральной, научной, литературной. «Экспромт», «Извините нас» – ностальгия по годам работы в школах Орловщины; «Курьезы стихии» перемещают читателя на остров Сахалин, где автор прожил несколько лет; «Маршал и тромбонист» посвящен любопытному эпизоду из мирной жизни нашего земляка, почетного гражданина города Орла, видного военачальника Виктора Георгиевича Куликова; крохотная зарисовка «Разыграли» – дань благодарной памяти другу и коллеге по работе по ОГАТ писателю Леониду Моисееву, а рассказ «О том, чего не знал Василий Катанов» интересен совершенно фантастическими обстоятельствами появления в Орле главной площади.
В особом ряду рассказы «Билет в детство» и «Любить свой город» – признание в самых светлых чувствах городу Экибастузу Казахской ССР, где прошли школьные годы автора, и Орлу – городу, раскрывшему его творческие и организаторские дарования – все то, о чем мечталось в юности. Тексты населены большим числом реальных персонажей, о которых автор вспоминает с неизменным уважением, теплотой, благодарностью, милым юмором. Вот здесь уже присутствует и «большая» история, по крайней мере, история становления и утверждения писательской организации, а также развития издательского дела, у истоков которого стоял и более четверти века бессменно служит Александр Лысенко.
Завершает книгу подборка стихов разных лет. Как и в прозе, в них много любви, светлых и добрых воспоминаний юности, пульс которой не дает слабеть памяти и черстветь сердцу.
Валентина Новошинская