21 августа исполняется 150 лет со дня рождения представителя Серебряного века русской литературы писателя Леонида Андреева.
На небосклоне русской литературы начала ХХ века фигура Л.Н. Андреева выделяется какойто особой мрачностью и загадочностью. Писатель родился 21 августа 1871 года в Орле. Там же он пошел в гимназию. Позднее Леонид Николаевич вспоминал, что учился без удовольствия и даже «скверно», а вот читал много. Это были не только книги Жюля Верна, Эдгара По, Чарльза Диккенса, соответствующие его возрасту, но и вполне «взрослые» сочинения – критические статьи Д.И. Писарева, философские работы А. Шопенгауэра. Позже в ряду своих главных учителей он назовет Библию, Льва Толстого и Ницше.
После гимназии Леонид Николаевич поступает в университет на юридический факультет. В 1897 году окончил Московский университет кандидатом права и начал служить помощником присяжного поверенного, выступал в суде в качестве защитника. Юриспруденцию он считал делом своей жизни и, несмотря на ранние литературные опыты, писателем становиться не собирался. Однако неожиданно получил предложение занять место судебного репортера в газете «Московский вестник», а затем в газете «Курьер», где и публиковал свои многочисленные очерки, фельетоны, рассказы.
Литературное творчество писателя развивалось в русле лучших гуманистических традиций великой русской литературы. Можно вспомнить такие его рассказы, как «Баргамот и Гараська», «Кусака», «Ангелочек», «Большой шлем», «Петька на даче». Он горячо сочувствует «маленькому человеку», с болью душевной пишет о его трудной судьбе. Человечность и неприятие жестокости звучат в его произведениях. Затем в творчестве происходит перелом: в нем стремительно нарастают настроения тоски, неверия в человека и пессимизм. Достаточно вспомнить в связи с этим новеллы «Бездна», «Набат», «Стена».
Современники вспоминают разного Андреева. Великолепный рассказчик, живой и общительный человек, любитель всяких дружеских розыгрышей, он мог быть и другим: мрачным, раздраженным, погруженным в себя. В нем как будто постоянно боролись тьма и свет, надежда и отчаяние. Ему суждено было стать одним из «властителей дум» своего времени, потому что его книги, как темное зеркало, отразили все, что волновало Россию: вечные поиски истины, душевную смуту и предчувствие близкой катастрофы.
Писатель всегда очень чутко откликался на все события в жизни общества и принимал в них участие. Социальные мотивы в его творчестве стали особенно заметны после знакомства с Горьким. Он стал активно публиковаться в горьковском издании «Знание». Андреев состоял в большевистской организации РСДРП, предоставлял свое жилье для сборов руководителей партии. Но вскоре, по неясным причинам, писатель в революции разочаровался. Горячо приветствуя Февральскую революцию, он категорически не принял революцию Октябрьскую. Невольно став эмигрантом, оказавшись в Финляндии, Леонид Николаевич разрывался между тоской по Родине и невозможностью принять новый режим. «Нет России, нет и творчества», – писал он незадолго до смерти. Осенью 1919 года его не стало. В 1956 году прах писателя был возвращен родной земле и покоится на Литературных мостках Волкова кладбища в Петербурге.
30 лет назад, в 1991 году, в день 120летнего юбилея Леонида Андреева, в Орле в доме на 2й Пушкарной открыли и освятили Музей писателя. Деревянный дом в десять комнат, где писатель провел детские и юношеские годы, был выстроен его отцом Николаем Ивановичем Андреевым по собственному проекту в 1876 году.
До конца августа в читальном зале Орловской областной библиотеки им. И.А. Бунина работает выставка литературы «Мятежная душа» (12+), организованная к юбилею Л.Н. Андреева.
А.И. Ваденина, заведующая читальным залом библиотеки им. И.А. Бунина