Новая схема телефонного мошенничества, похоже, добралась до Орла. Теперь аферисты представляются сотрудниками правоохранительных органов. Но их цель осталась прежней — выманить данные банковских карт и увести деньги со счетов.
Диалог с мошенником
На днях с новым вариантом мошенничества столкнулся коллега. Вот как это было.
Звонок с неизвестного номера.
– Добрый день, это Иванов Иван Иванович (имя изменено)? – уточняет уверенный мужской голос. – С вами говорит лейтенант полиции Петров такого то отделения (следует неразборчивый номер) города Москвы. Мы расследуем дело о мошенничестве …Вы проходите свидетелем…
– А что за дело?
– Вчера в отделении Сбербанка в Москве (называет номер) с вашей карты…
И тут я начинаю понимать, что это развод. Ято обслуживаюсь совсем в другом банке. А еще странно, что московская полиция звонит мне в Орел, а не местные сотрудники. Потом вспоминаю, что недавно читал про новую схему звонков под видом полиции. «Лейтенант» продолжает чтото говорить, а я просто кладу трубку.
Через пять минут раздается звонок. С другого номера.
– Это Иванов Иван Иванович? – раздается строгий женский голос.
– С вами говорит майор полиции Петрова. На каком основании вы прервали разговор с нашим сотрудником? – ледяным тоном начинает она допрос. Далее следует тот же рассказ о расследовании дела, мелькают фразы «вы обязаны», «проходите свидетелем».
– Вы разве не получали повестку? – спрашивает «майор».
– Нет, не получал.
– Так на каком основании вы прервали разговор с сотрудником полиции? – она вновь начинает давить.
– Да откуда мне знать, что он или вы – сотрудники полиции! Идентифицируйтесь, тогда и поговорим.
После этих моих слов «майор Петрова» отключилась. Проверил их номера телефонов по интернету: первый принадлежал виртуальному оператору, второй –московской химчистке «Аист».
Держат в напряжении
На этом примере хорошо просматриваются типичные мошеннические приемы: внезапность звонка (коллега, между прочим, находился за рулем); использование специальных терминов и оборотов из лексики правоохранительных органов, чтобы создать у жертвы полное убеждение, что с ней говорят из полиции; и главное — агрессивное психологическое давление, когда человека держат в напряжении, что называется, не дают опомниться, подумать и понять, с кем он имеет дело.
Чем заканчиваются разговоры с псевдополицейскими, если не положить трубку, можно понять из аналогичной истории, которая недавно приключилась с 65летней жительницей Мценска. Ей на телефон позвонил неизвестный, представился сотрудником правоохранительных органов. Он сообщил, что на ее сбережения покушаются злоумышленники, деньги нужно быстро перевести на безопасный счет, пока их не похитили.
Женщина выполнила все, что рекомендовал звонивший, и в ближайшем банкомате совершила несколько десятков переводов на общую сумму порядка 675 тысяч рублей. Через некоторое время она пришла в отделение банка и рассказала о случившемся. После чего поняла, что стала жертвой обмана, и обратилась в полицию, рассказали в прессслужбе областного УМВД.
Полиция предупреждает
Если вам позвонили с номера 8495, 8499, 8800 либо любого другого номера, представились сотрудником банка или правоохранительных органов и сообщили, что с вашей карты произошло несанкционированное списание денег, выполнен вход в ваш личный кабинет, либо на вас оформили или пытаются оформить кредит, знайте – это мошенники.
Ни один работник банка или сотрудник правоохранительных органов никогда не предложит вам для спасения сбережений перевести их на безопасный счет.
Ни при каких обстоятельствах не сообщайте посторонним реквизиты своих карт, особенно смспароли, коды Pushуведомлений, CVVкод карты, данные для доступа в мобильный банк. Спрашивать их по телефону не имеют права ни работники банка, ни ктолибо другой. При малейшей попытке собеседника узнать пароли, коды либо перевести денежные средства на резервный счет – немедленно завершите разговор.
Правила защиты
Как себя вести, если столкнулись с телефонными мошенниками «якобы сотрудниками полиции»? Специалисты рекомендуют немедленно прекратить общение с ними. Потому что есть форма вызова в органы внутренних дел для дачи показаний – это повестка. Можно сразу попросить вызвать вас по повестке и прекратить разговор.
Еще один способ разоблачить мошенников — попросить собеседника уточнить, какое учреждение он представляет, и сообщить ему, что разговор записывается.
И универсальный способ не попасть в сети мошенников — не отвечать на вызовы с незнакомых номеров.
Украли 10 млрд рублей
За 2020 год сумма похищенных мошенниками у россиян денег выросла в полтора раза — до 9,8 млрд рублей. Это на треть больше, чем годом ранее, сообщает ЦБ РФ.
Людям удалось вернуть лишь десятую часть украденного (в 2019 году — 15%), поскольку в большинстве случаев мошенники убедили людей добровольно перевести деньги, в таких случаях банки ничего не компенсируют.
По данным опроса ВЦИОМ, за последние полгода больше половины россиян получали звонки от телефонных мошенников, а каждому пятому приходили СМС от аферистов. Лишь треть не сталкивалась с обманщиками. В результате общения с преступниками 9% россиян потеряли деньги, из них 6% – в крупном размере.
Людмила Федосова