31 августа в Орловском краеведческом музее открылась выставка «Орел времен минувших». Она переносит посетителей в атмосферу нашего города XVI-XVII веков (0+).
Дух эпохи
Впервые в одном выставочном зале находятся живописные работы художника Владимира Овсеенко и историка, реконструктора, специалиста по костюмам XVIXVII веков Дмитрия Коренева.
Как говорят организаторы, этой выставкой они хотели отметить день рождения города Орла. Каждый год 5 августа мы празднуем освобождение города от немецкофашистских захватчиков, датой же основания Орла считается 21 сентября.
– Это эскиз, презентация нашего долгосрочного проекта «Орел времен минувших». Это исторический образовательный проект, который призван не только удивить, развлечь зрителя, показать чтото новое, но и дать ощутить дух эпохи зарождения города Орла, – говорит Дмитрий Коренев.
В экспозиции представлены костюмы работы Дмитрия Коренева — несколько комплектов одежды людей XVI-XVII веков. Все реконструкции скрупулезно воссозданы по историческим источникам. Все манекены сгруппированы по жанровым сценам, представляющим разные времена года и социальные группы.
Самый яркий, конечно же, костюм опричника из гвардии государя, который охранял покои царя. Манекен в такой одежде встречает гостей выставки. Он символизирует отголоски той грозной эпохи, когда Орел только был основан. Опричник опирается на топорбердыш. Его черный овчинный плащ до сих пор вызывает некоторое уважение, смешанное со страхом.
В другом углу – сценка, которую Дмитрий Коренев про себя называет «Адам и Ева». Житель посада Орла протягивает яблоко девушке в крестьянском костюме. Костюмы воссозданы вплоть до гетр (в древней Руси они назывались подругому) и пуговиц. Нам повезло услышать экскурсию по экспозиции от самого Дмитрия. Историк подробно рассказывает об исторических источниках на каждую деталь.
Чуть поодаль расположилась состоятельная горожанка с дочкой. Она одета в летник — широкую одежду из плотной ткани, очелье, вышитое речным жемчугом, и меховое ожерелье. Дмитрий Коренев говорит, что такую одежду носили летом. В XVI веке в Европе был малый ледниковый период — даже летом было весьма прохладно.
Самая яркая сценка, пожалуй, – из купеческой, ярмарочной жизни Орла. Здесь горожанка в зимнем костюме рассматривает товары, выставленные на прилавке. За ним стоит купец в шубе и шапкемалахае. Он продает башмачки, меха, украшения и прочую галантерею.
Пушкари и гусляры
На картинах Владимира Овсеенко представлены жанровые сценки из жизни Орла первых веков существования. Здесь есть портреты бывалого солдата, жителей Пушкарной слободы, боярыни на Масленичных гуляниях, гусляра, молодой состоятельной семьи и многие другие.
– Сотрудничество с Дмитрием помогло мне сделать костюмы, оружие, архитектуру максимально приближенными к исторической реальности. А лица все написаны с натуры. Я изучал характеры людей прошлого, ситуации и истории, в которых они действовали. Также внимательно изучал реконструкции лиц по черепам из захоронений настоящих жителей Орла XVIXVII веков. После искал среди своих знакомых людей, которые подходили бы по типажу. Кстати, удивительным образом оказывалось, что эти люди коренные орловцы — в нашем городе жили много поколений их предков. К примеру, вот эта картина с орловскими пушкарями — часть, один из эскизов задуманной мной большой работы «Кулачный бой на Оке», – рассказывает художник.
В экспозиции есть две уникальные работы Владимира Овсеенко.
По антропологическим рисункам, где было сделано научное восстановление лица по черепу жителя Орла XVI века, он создал скульптурный портрет. Останки мужчины со стрелой в бедренной кости были найдены при археологических раскопках в Орле в 2015 году. Мужчина жил в орловской крепости в первые годы ее существования и, скорее всего, погиб от раны в бедре. То есть мы в буквальном смысле можем взглянуть в лицо одного из первых жителей Орла.
Еще Владимир Овсеенко специально для этой выставки написал парсуну. Так назывались первые портреты светских людей в России XVII века. Парсуны еще были похожи на иконы, потому что до этого никакой другой живописи, кроме иконописи, в нашей стране не существовало — художники писали, как умели.
На открытии выставки присутствовал археолог, сотрудник института археологии РАН Олег Радюш, который уже несколько лет работает в Орловской области.
– Мне очень радостно, что появилась такая выставка. Она показывает людям научную историю, при этом в увлекательной и яркой форме. Наша экспедиция извлекала из земли останки человека, скульптурный портрет которого мы видим здесь. Отрадно, что наши публикации служили основой для многих представленных здесь экспонатов. Я думаю, именно вот в такие системные реконструкции и должна в конечном итоге выливаться работа историка, археолога, – сказал Олег Радюш.
Елена Маслова