Что такое современный лицей? Чем обуславливается гордый статус общеобразовательного учреждения? Об этом и не только мы узнали, посетив муниципальный лицей № 22 им. А.П. Иванова.
Это одно из старейших заведений Орловщины. Его история начинается с середины прошлого века: лицей №22 является правопреемником средней школы №22, открытой 15 августа 1951 года, – первого в городе послевоенного общеобразовательного учреждения. Путь до многопрофильного лицея растянулся в несколько десятков лет, и по этой дороге, вымощенной любовью коллектива, прошел не один талантливый орловец.
Достойные сыны Отечества
Ученики лицея №22 традиционно и бессменно несут почетный караул у Поста №1. Ребята, гордо держа головы и устремляя взгляд вдаль, знают и помнят, что им есть на кого равняться.
Так, лицей является альмаматер гвардии подполковника ВДВ Дениса Клетенкина — кавалера трех орденов мужества и Св. Георгия IV степени. Последнюю награду наш земляк получил в 2017 году из рук Президента России за героизм, проявленный в военной операции в Сирии.
Учились в лицее №22 герои, погибшие в боях на Кавказе в 2000х: младший сержант Александр Суханов и сержант Владимир Марков. Память о них бережно хранит школьный Музей боевой славы, заведует которым сын славного героя Великой Отечественной войны Гавриила Степановича Астахова, преподаватель ОБЖ и основ военной службы Александр Астахов.
В музейной комнате под бликующими стеклами стендов расположились ценные материалы. Их сбором еще при жизни занимались лично участники Великой Отечественной.
«В нашем музее представлено несколько разделов. «Орел с древнейших времен до начала XX века», «Революция и гражданская война в Орловском крае. Орел в предвоенные годы», «Оккупационный режим в Орле и области в годы Великой Отечественной войны 19411945 гг. Подпольная группа В. Сечкина», «Эскадрилья «Нормандия» в боях за Орел» и «Боевой путь Орловских 380, 129, 5 стрелковых дивизий и 17 гвардейской танковой бригады», – рассказывает Александр Астахов.
По правилу «Трех СО»
От других общеобразовательных учреждений лицей №22 отличается в первую очередь учебнометодическим комплексом. Уклон здесь делается на естественнонаучный цикл предметов: физику, химию, математику, информатику… Хотя есть и классы с углубленным изучением истории, обществознания, английского языка. А в прошлом году на базе лицея осуществлялось экспериментальное обучение китайскому языку.
Такой уровень подготовки, безусловно, приносит свои плоды. Из года в год выпускники лицея №22 поступают в ведущие вузы страны, где осваивают программу более чем успешно. В подтверждение этому ректоры знаменитых российских университетов регулярно присылают благодарственные письма в адрес лицейского руководства.
Но, как ни странно, педагоги здесь действую по правилу: «Сначала воспитание, потом обучение». Бурную детскую энергию параллельно образовательному они направляют в созидательнотворческое русло. Литературные и театральные вечера, различного рода кружки и секции формируют культуру личности. Летняя трудовая практика, совместные генеральные уборки и другая хозяйственная деятельность формируют характер школьников.
Но не все время делу. В стенах учебного заведения расположились уникальные авторские уголки рекреации, которые педагоги обустраивали совместно с учениками. Например, один из них, посвященный 200летию Ивана Тургенева, именуется Литературным залом. На его территории красуются изящные резные этажерки, изготовленные ребятами на уроках труда, а также старое фортепиано, несущее функцию цветочной клумбы. Разве не чудо?
От местных учителей мы услышали парадоксальную и уникальную вещь: ребенка не нужно учить, с ним нужно учиться. Поэтому у педколлектива лицея есть принцип «Трех СО»: «СОавторство, СОтворчество, СОдействие». Только на собственном примере прививается все формирующее уважение учеников. Только так.
Ирина ШЕЙХОВА