«Орловская городская» узнала, как избежать проблем с картой и что делать, если они все же возникли.
Что следует предпринять, если потеряешь банковскую карту?
В этом случае необходимо незамедлительно связаться с банком, выпустившим карту, и заблокировать ее. Сделать это можно так: обратиться в службу поддержки клиентов банка по телефону либо направить сообщение для блокировки карты через «Мобильный банк», если такая услуга подключена. Телефон, по которому нужно звонить в экстренных случаях, напечатан на оборотной стороне платежной карты. Рекомендуем заранее переписать реквизиты карты и контактные данные банка и держать их при себе. Но никогда не переписывайте ПИН-код и не держите его в кошельке вместе с картой.
После блокировки потерянной карты нужно обратиться в банк с письменным заявлением о ее перевыпуске. Таким же образом следует поступать в случае, если карта заблокирована банкоматом.
Как данные карты могут стать известны мошенникам?
Одной из причин является неаккуратное обращение с картами самих владельцев, например, записанный прямо на карте ПИН-код, проговаривание его вслух при наборе, ввод персональных данных в Интернете на сторонних сайтах и прочее. Нередко преступники прибегают к психологическим уловкам. Так, мошенники могут прислать СМС-сообщение, обратиться к вам по электронной почте либо по телефону с просьбой уточнить данные вашей карты, банковского счета.
Кроме того, известны такие способы мошеннических действий с банковскими картами, как скимминг и фишинг.
Скимминг – изготовление фальшивых платежных карточек и копирование информации с магнитной полосы одной карты на другую. Для этих целей используется скиммер – портативный сканер, считывающий данные с карты жертвы. Выглядит это устройство как накладка, которая устанавливается на отверстие для приема карты. После копирования информации с карты мошенники изготавливают дубликат карты. Но чтобы воспользоваться такой картой, необходимо знать ПИН-код. Он считывается при помощи видеокамеры, установленной неподалеку, либо с помощью накладной клавиатуры, установленной на клавиатуру банкомата.
Фишинг – вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к логинам и паролям пользователя. Типичный вариант фишинг-атаки: преступники создают подложный сайт кредитной организации или платежной системы, который выглядит «как настоящий». Мошенники пытаются обманным путем добиться от пользователя, посетившего этот сайт, чтобы он ввел свои данные и данные своей карты. Обычно для привлечения пользователей на подложный сайт используется массовая рассылка электронных сообщений якобы от имени действующего банка или иной финансовой организации. Ссылки, содержащиеся в таком письме, ведут на подложный сайт.
Как безопасно сделать покупку в интернет-магазине при помощи банковской карты?
Для безопасности персональных данных и информации о карте лучше всего совершать покупки со своего компьютера, на котором обязательно должна быть установлена антивирусная программа. Для покупок в интернет-магазинах желательно завести дополнительную карту и вносить на нее лишь сумму, необходимую для оплаты предстоящей покупки, или держать постоянно небольшую сумму. Некоторые банки предоставляют возможность использования реквизитов так называемой «виртуальной карты» для оплаты товаров и услуг в интернете. При совершении таких операций не забывайте, что логотип платежной системы должен соответствовать тому, что указан на вашей карте.
Если вы используете основную банковскую карту, то лучше совершать оплату покупок через сайты тех компаний, которым вы доверяете, а также через сайты, отмеченные значком в виде закрытого замочка или ключика. Помните: при оплате через Интернет ни в коем случае не вводите на сайтах ПИН-код карты. Для онлайн-оплаты предназначен CVV-код, указанный на обратной стороне карты. Обычно банками для дополнительной защиты интернет-платежей используются специальные одноразовые коды-пароли, направляемые в СМС-сообщениях. Ни в коем случае не сообщайте данные своей карты, если вам позвонил представитель торговой фирмы, банка, гостиницы, другой организации, либо вы получили соответствующее письмо по электронной почте.
Как безопасно расплачиваться картой в магазинах, ресторанах, кафе?
Не используйте карту в тех организациях, которые не вызывают у вас доверия. Всегда требуйте проведения операции в своем присутствии, не выпускайте карту из вида. В кафе и ресторане требуйте переносной терминал, чтобы провести оплату лично. Если вам в этом отказывают – пройдите к кассе вместе с официантом или расплатитесь наличными.
При совершении оплаты товаров и услуг с использованием карты кассир может попросить у вас предоставить паспорт, подписать чек или ввести ПИН-код. Вводя ПИН-код, убедитесь, что его не могут увидеть люди, находящиеся в непосредственной близости. Перед тем как подписать чек, обязательно проверьте сумму, указанную в нем.
Иногда операция по оплате картой не одобряется с первого раза. Что делать в таком случае?
Если не одобряется операция по карте, которую вы проводите в переносном терминале, причин может быть несколько: сбой связи, ошибка при вводе ПИН-кода или недостаточность средств на карте. Попробуйте ввести ПИН-код еще раз. При этом сохраните чек с информацией о том, что операция не может быть произведена, и постарайтесь в кратчайшее время проверить баланс карты в ближайшем банкомате или отделении банка во избежание двойного списания. Можно также обратиться по телефону в службу поддержки банка. В этом случае помните, что ее сотруднику для подтверждения вашей личности могут потребоваться данные вашей карты, паспорта и кодовое слово, указанное вами при оформлении договора на выпуск карты. Но ПИН-код вы сообщать не должны даже в этом случае.
Как обезопасить себя от действий мошенников?
Нужно соблюдать простые правила обращения с платежными картами, а именно:
— не позволяйте никому использовать вашу карту;
— никогда и никому (даже родственникам) не сообщайте ПИН-код;
— если записываете ПИН-код, то держите его отдельно от карты;
— вводя ПИН-код, прикрывайте свободной рукой клавиатуру, следите, чтобы рядом не было посторонних «наблюдателей»;
— перед тем как воспользоваться банкоматом, обратите внимание на устройство на предмет наличия на нем дополнительных устройств, накладок на клавиатуру или прорезь для приема карт. Если возникают сомнения – откажитесь от использования такого банкомата. Не используйте неисправный банкомат;
— для оплаты через Интернет используйте одноразовую «виртуальную карту» или заведите дополнительную карту;
— используйте на своем компьютере антивирусное программное обеспечение и не открывайте подозрительные сообщения, отправленные с незнакомых адресов;
— будьте бдительны, не сообщайте данные своих карт третьим лицам чем бы они не объясняли такую необходимость.
Как обезопасить себя от хищения средств через «Мобильный банкинг»?
Для этого рекомендуется:
— установить на телефон или смартфон антивирусное программное обеспечение, базы которого будут регулярно обновляться;
— не передавайте мобильный телефон для использования третьим лицам;
— если сменили номер телефона мобильной связи, обязательно сообщите об этом в свою кредитную организацию;
— в случае утери мобильного телефона незамедлительно заблокируйте карты, которые привязаны к вашему «Мобильному банку».
Подготовила
Людмила Федосова
по материалам отделения Орёл ГУ Банка России по Центральному федеральному округу