В этом году мы отмечаем 455-й юбилей со дня основания Орла. Одним из первых, кто задумался о написании истории города, был мещанин, владелец лавки в торговых рядах, большой любитель старины Дмитрий Иванович Басов (1798-1868).
Бык с золотыми рогами
Впервые отрывки из сочинений Басова были опубликованы в журнале «Северное обозрение» в 1849 г. Отдельным изданием «История города Орла» впервые вышла в Орле в 1995 г. специальным выпуском историкопросветительского журнала «Истории русской провинции».
Наряду с историей построения и развития города Д. Басов описывает городские обряды и развлечения. Например, вот как праздновали открытие Орловской губернии в 1779 году: «Открывали губернию Александр Васильевич Репнин, орловский наместник, и Александр Андреевич Беклешов. Генваря 10го. На льду на реке, сделан был род амвона, возвышенное место: на нем стоял бык, золотые рога. Быка того убили и кожу с него сняли, с головы кожу не снимали, и головы не отрезали. А когда мясо из кожи вынули, тогда в кожу начинили вместо мяса гусями, поросятами, индейками и курами и опять зашили, и поставили этого быка на возвышенное место, и тем, кто быку оторвет голову, тому 25 руб. награждение… принялись за быка; всякий желал оторвать быку голову, себе получить 25 р. Тут явились силачи попеременно. Наконец, оторвал быку голову орловский мещанин Василий Чепурин. А по оторвании головы, с быка сорвали кожу и расхватали дичь всю. Начали пить вино, ибо тут на этот случай были расставлены подрезы, и это гулянье продолжалось до самой глубокой ночи. И на том же месте от вина до 5 человек померли…».
Первый фейерверк
Отдельная тема — развлечения и чудачества орловского дворянства. В Орловской губернии редкий из зажиточных помещиков не отличался особыми причудами. Один из таких примеров — граф Сергей Каменский.
Д. Басов описывает убийство его отца – графа Михаила Федотовича Каменского возле села Сабурово на Медвежьей горе 12 августа 1809 г. и его похороны, которые состоялись 15 августа. На месте гибели графа до 1889 г. лежал камень более 300 пудов.
«…А с 1814 года прибыл в город Орел сын покойного графа Михаила Федотовича Каменского граф Сергей Михайлович, генерал от инфантерии, избрал себе место напротив нового собора [Петропавловского] и целый квартал купил у обывателей местов; и расчистил место и построил себе дом весь деревянный и при этом сделал церковь и стены в церкви были подведены на манер мрамора, с хорами, на которых стояли отличные певчие; иконы все были живописные.
Еще устроил при доме театр, в котором сам изволил быть директором. На открытии дома, богослужения в церкви и театра изволил сделать за городом фейерверк отличный; стоил ему семьдесят тысяч. Народ с удивлением смотрел на фейерверк, ибо от начала города не было у нас фейерверка».
Графские причуды
Причуды орловских богатых людей подробно описал орловский старожил А.К. Юрасовский в книге «Былые чудаки в Орловской губернии». Он, как и Басов, тоже описывает Сергея Каменского.
«Граф С.М. Каменский, родившийся в 1770 г., не отличался ни сановитостью, ни изяществом манер, ни красотою: толстый, при росте меньше среднего, неуклюжий, сутуловатый, почти совсем лысый, с косыми глазами, аляповатым носом, с отвислыми губами и с лицом кирпичного цвета, граф производил комичное впечатление, тем более, что любил молодиться и франтить. Все свои ордена он постоянно носил на себе. Вставал граф в 4.30 утра, тотчас же облекался в полную генеральскую форму, надевал ленту и ордена и ехал делать визиты, что продолжалось часов до 6, а иногда и до 7 утра. Так как орловцы в то время любили хорошо поспать, то такого раннего визита никто принимать не мог. Это было как нельзя более на руку Каменскому, который для того и делал визиты в такое время, когда еще петухи не просыпались, чтобы везде получить отказы».
Как директор театра граф «не разгибая спины, работал здесь до 9 часов: раздавал публике билеты, записывал каждую выдачу в книгу, вносил полученные за них деньги в особую шнуровую тетрадь, рассылал даровые билеты…
Всех покупавших билеты граф подробно допрашивал: от себя ли покупаются билеты или от кого другого; если посланный или пославший почемулибо не нравились ему, он ни за какие деньги не давал билетов и отгонял покупателя от кассы… Ровно в два часа граф Каменский позволял себе чутьчуть передохнуть и подышать свежим воздухом. Он шел гулять по Орлу и, пройдя известное, всегда строго определенное расстояние, возвращался домой обедать.
В это время в дворецкой бил барабан и играла валторна: это означало, что его многочисленная дворня также собиралась обедать. Чтобы в домашнем быту было более порядка и дисциплины, дворня Каменского жила на военном положении: собиралась на обеды и ужины и ложилась спать всегда с барабанным боем; есть и пить никто из дворовых не смел сидя, а непременно стоя, так как, по наблюдениям графа, человек в стоячем положении всегда ест только досыта, «а не до бесчувствия».
Л.П. Хоменкова, ведущий библиограф
Орловской областной библиотеки имени И.А. Бунина