5 октября, в День учителя, лучшие орловские педагоги получили муниципальную премию. Ее вручают каждый год победителям городского конкурса. Больше всего баллов в конкурсе набрала учитель русского языка и литературы школы №50 Ирина Анатольевна Вилкова.
– Ирина Анатольевна, как вы решили стать учителем?
– Еще в школе. Я окончила Лавровскую среднюю школу. У меня была замечательный педагог по русскому и литературе Людмила Александровна Зюзюкина. Со временем стала представлять себя на месте учителя. В 1985 году поступила на литфак орловского пединстута. Работать начала в 1991 году в школе №17. В 2013 году перешла в новую школу №50.
Конечно, это очень тяжелый труд, но за 30 лет работы я ни разу не пожалела о своем выборе. Хотя с каждым годом, мне кажется, эта профессия требует все больше ответственности, напряжения. Растет и «бумажная» нагрузка. Но я уже не представляю себя в какойто другой профессии. Летом во время отпуска уже через 23 недели начинаю скучать по работе, по ученикам – как будто чегото не хватает.
– Вы сказали, что работа с каждым годом требует все больше напряжения. Почему?
– Дети меняются. Даже дети, которые заканчивали школу пять лет назад, были другими. Меняется отношение к школе, учению, предмету. Еще недавно основным источником информации была книга. Сейчас не так – компьютер, смартфон. Некоторые дети не понимают, зачем нужно читать в принципе. А если они не читают, падает грамотность. Так что самое сложное в моей работе сейчас – заставить детей читать.
– Как это сделать? Это вообще возможно?
– Конечно, возможно. Но только при поддержке родителей. Если дома не обращаются к книге, то ничего может и не получиться. Вот приходят на уроки пятиклашки. Спрашиваю: «Вам мамы и папы читали сказки?» Отвечают, что нет. Некоторые дети не знают Царевнулягушку или Василису Прекрасную. Спрашиваю: «А что же вы делали дома? Чем было наполнено ваше время?» – «Смотрели мультики, играли на планшете». Конечно же, к книге интерес падает. Так что пятиклашек надо заинтересовывать с помощью современных технологий. Гдето фильм покажешь, старые экранизации сказок Александра Роу, гдето сама сказку прочтешь, поговоришь с детьми, обсудишь произведение… Так дети заинтересовываются чтением. Но не все, конечно же. Радует, когда ктото признается: «Первый том «Войны и мира» я прочитал с трудом – пересилил себя, а потом меня затянуло!»
– Как вы находите общий язык с такими разными школьниками?
– Наблюдаешь за детьми. Ктото вроде бы открытый с одноклассниками, но на уроке боится себя показать, ктото настороженно относится к новым учителям. Смотришь в глаза ребенка, пытаешься понять, как он тебя видит, кем он тебя воспринимает. Комуто нужны доброе слово и похвала, с кемто надо быть построже.
– Что вас больше всего радует в вашей работе?
– Конечно же, когда приходят хорошие результаты ЕГЭ! (смеется) Ещё – когда дети побеждают в конкурсах. Например, вчера был городской конкурс чтецов по творчеству Есенина. Среди моих учеников сразу три победителя из разных классов! Бегут ко мне, размахивают грамотами: «Смотрите, что мы получили!» Конечно, радуешься, когда дети звонят и рассказывают, что поступили, куда хотели. Буквально вчера, сразу после вручения премии, мне звонила выпускница. Она поступила в МГУ, ее будущая профессия связана с иностранными языками. Говорит: «Здесь учатся студенты со всей России, а русский язык многие знают плохо! Применяю знания, которые вы мне дали по русскому, и на уроках французского, и испанского, и английского. Как же вы нас хорошо научили! Спасибо, что вы нас ругали, что двойки ставили!» Приятно, когда у ученика все складывается, а тебя помнят, звонят. Пусть раз в год, в День учителя.
– Расскажите о вашем проекте оценки знаний онлайн.
– Опять же он связан с современными реалиями. У учителей огромная нагрузка, в том числе – по проверке тетрадей. Как быстро проверить знания на уроке, как проверить домашнее задание, не листая стопки тетрадей? У меня есть собственный сайт, на котором я выкладываю задания по русскому языку, ребенок сам проходит этот тест. Компьютер проверяет работу, показывает результат школьнику и учителю. У нас в кабинете есть электронная доска, можно провести такую проверку знаний прямо на уроке. Проект начался весной этого года, сейчас мы вместе с учителями математики и начальных классов проводим исследование, осмысляем результаты. Школьникам такая форма работы очень нравится. Создавать сайт мне помогали педагог по информатике нашей школы Светлана Евгеньевна Хахамова и ученики 11 класса, которые увлечены программированием.
– У вас остается время на отдых?
– Отдыхаю, когда еду с работы домой и из дома на работу! (смеется) Я работаю в две смены. В школе не хватает молодых учителей. Часто уходят через годдва. Основная нагрузка ложится на таких учителей, как мы, – тех, кто корнями врос в эту профессию. Я веду шесть классов. В пятых классах – проверка тетрадей каждый день. Одиннадцатиклассники готовятся к итоговому сочинению – пишут сочинения каждую неделю. Эти работы за два часа не проверяются. Домой приезжаю в семь вечера. До девяти общаешься с семьей, готовишь чтото. После надо садиться проверять тетради – примерно до часу ночи. А если еще отчеты, протоколы, подготовка к конкурсам…
– Как же получается не выгорать, оставаться в тонусе?
– Конечно же, много положительной эмоциональной отдачи идет от детей! Надо любить детей, без этого наша профессия просто невозможна. А с другой стороны, я уже както привыкла к нагрузкам. Как будто настолько сжилась с усталостью, что почти ее не чувствую. Только заходишь в школу – к тебе подбегают дети, чтото рассказывают, ты погружаешься в школьные дела, и забываешь о любой усталости.
Елена Маслова