Общественная палата собирает идеи, по каким критериям оценивать качество высшего образования. В числе предложений — динамика знаний студентов, квалификация педагогов и трудоустройство по специальности. Пересмотреть существующие критерии потребовалось из-за новых правил аккредитации вузов, которые начнут действовать с 1 марта 2022 года. Сбор идей продлится до 1 ноября. А принять новые стандарты обещают в январе.
С 1 марта 2022 года вузы смогут получать свидетельство о государственной аккредитации раз и навсегда. Прежде подготовка к госаккредитации занимала до года и доставляла немало хлопот руководителям вузов. Теперь от этой трудоемкой процедуры вузы освободят. Но это не значит, что институты и университеты останутся совсем без контроля. Мониторинги будут ежегодными, они будут в автоматическом режиме проводиться, они уже существуют.
Оценивать теперь будут не соответствие вузовских программ федеральным образовательным стандартам, как было раньше, а качество подготовки студентов.
По мнению эксперта кафедры менеджмента и государственного управления Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС Макаровой Юлии, оценка знаний является комплексным критерием. Целесообразно было бы прислушаться к абитуриентам, так как качество образования — это в первую очередь выбор самих студентов, какие вузы они выбирают и где хотят получать знание.
Однако выбор работодателя — это второй критерий. Но он подходит не для всех профессий. Еще один критерий — уровень профессорско-преподавательского состава. Его оценивают по числу «остепененных» преподавателей. Но, далеко не все аспиранты и докторанты сегодня могут публиковаться в иностранных журналах. Пока отечественные публикации не будут поставлены в равные условия с зарубежными, количество докторов и кандидатов будет сокращаться.
Наконец, оценивать вузы предлагают по уровню знаний студентов. Их хотят отслеживать в динамике к показателям ЕГЭ, с которыми студент изначально приходит в вуз.
В связи с этим, уход от формальностей в проверках приведет к расширению возможностей для университетов. Сюда можно будет отнести и переход на индивидуальные образовательные траектории, и создание новых моделей подготовки специалистов, и развитие образовательных инициатив.