Недавно на главной площади Елисейских Полей открылась упакованная в голубую ткань Триумфальная арка. Один из главных монументов Франции был доверен болгарину Кристо Явашеву (1934–2020). К сожалению, художник не увидел открытия. Кристо и его жена, постоянный соавтор Жанна-Клод (она умерла в 2009 году) мечтали об этом проекте много лет.
Множество людей помогали Кристо воплотить этот проект в жизнь. Никто не ожидал, что он может оказаться для автора последним. Окончательное разрешение дал президент Макрон. При этом художника убедили сменить цвет ткани: с золотисто-песчаной (какой когда-то был «упакован» Пон-Нёф) на бело-голубую с красными канатами — в цветах французского флага.
Кристо не спорил, он и так удивлялся, что проект шел быстрее, чем обычно. Художник привык годами объяснять политикам все особенности своей работы, в частности то, что он не требует ни сантима из государственного или городского бюджета. Как и раньше, деньги (необходимые 14 миллионов евро) были собраны продажей работ и кредитами под залог коллекции искусства.
Арка должна была открыться еще весной прошлого года — как главный экспонат выставки в Центре Помпиду «Кристо и Жанна-Клод. Париж!». Остановила проект, уверяют авторы Vanity Fair, «соколиная семья», которая собралась выводить птенцов в нишах одной из скульптур. Лига защиты пернатых потребовала отложить работы, а затем события покатились одно за другим — разгромившие арку «желтые жилеты», эпидемия, карантин и, наконец, смерть автора.
Проект довел до конца племянник Кристо, не раз работавший с ним, Владимир Явашев. И вот Арка предстала перед парижанами. То, что она была «открыта для публики», акт скорее символический, чем реальный. Инсталляция не появилась ниоткуда. Невозможно спрятать арку размером 50 на 45 метров, замыкающую перспективу Елисейских Полей.
Площадь Шарля де Голля закрыта для машин, потому что люди идут к Арке. Она выглядит так, как будто бы художник взял и врисовал ее в пейзаж. Наклеил сверху на окружающий Париж. «Не думал, что она такая громадина, — говорит мальчик девочке, стоящей рядом. Мы каждый день проезжаем мимо, но только сейчас я начал ее замечать. Какая же она красивая».
Как говорится, «устами младенца глаголет истина», и эта истина в данном случае заключена в великой силе искусства, считает эксперт кафедры общих дисциплин Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Л.В.Подагуц.