Орловская область — регион догоняющего развития. Близость к Москве, долгие годы — экономический упадок и серьезные демографические проблемы стали катализаторами отъезда молодежи и трудоспособного населения. В этих непростых условиях особенно сложно добиваться хороших результатов в образовательной сфере — привлекать абитуриентов, давать им необходимое образование, чтобы они не покидали субъект.
О сложностях работы в эпоху пандемии коронавируса, а также о перспективах образования в Орловской области мы поговорили с исполняющим обязанности директора Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, ректором Орловского государственного университета экономики и торговли, заместителем председателя Орловского областного Совета народных депутатов, Председателем комитета по науке, молодежной политике и связям с общественными объединениями Орловского областного Совета народных депутатов Павлом Меркуловым.
— Павел Александрович, у Орловской области не так много конкурентных преимуществ в социально-экономической сфере, но одним из главных является образование. Каким образом Вам удалось создать конкурентную систему образования в регионе?
— Все предельно просто: надо работать каждый день. Все сотрудники на своих местах должны выполнять свою функцию. А роль руководителя, в свою очередь, – правильный выбор цели, постановка задачи и контроль за работой подчиненных. Никакого секрета здесь нет, это обычный менеджмент.
Начиная с 2014 года количество студентов, обучающихся в институте увеличилось в четыре раза, с 1500 до 6000 человек, несмотря на то, что рынок образовательных услуг по нашим специальностям конкурентный. В Орловской области по экономическим и юридическим специальностям обучение ведут 4 вуза. Не способствует этому и количество выпускников школ в последнее время: число выпускников 11 класса, из года в год, варьируется от 2800 до 3100 человек, что примерно равно количеству всех бюджетных мест в области. Но мы не должны забывать, что кто-то из этих ребят уезжает из Орла, кто-то уходит в колледж или же никуда не поступает. Остается 2500 абитуриентов, за которых вузы и ведут борьбу.
— Вы руководите вузом уже несколько лет. Что изменилось в нем с содержательной, профориентационной точек зрения? Насколько успешно трудоустроены выпускники?
Сегодня меняются профессии, общество, модели общения, темпы развития технологий. Поколение, которое часть своего времени проводит в виртуальном мире, формирует новые модели поведения. Учиться нужно будет всю жизнь. В настоящее время лидирующие позиции занимает, конечно же, использование в целях профориентации сети Интернет. В связи с этим, профориентационная деятельность, как одно из самых важных направлений работы института, изменилась в корне.
Если затрагивать вопрос трудоустройства выпускников, то он зависит от качества полученного образования. Выпускники Банковского колледжа в большинстве своем, трудоустраиваются еще в период обучения, как и выпускники Среднерусского института управления. Следует также учесть и их личные качества. Давайте возьмем, как пример, выпускника – юриста. Юристов требуется много и везде: в Следственный комитет, Прокуратуру, УВД. Экономисты и управленцы идут в госсектор: в администрации разных уровней, холдинги, МУПы. Зарплаты там конечно скромные, но надо с чего-то начинать. Но, вместе с тем, у детей порой наблюдается завышенная самооценка и они считают себя гениями только из-за того, что окончили вуз и должны, якобы, сразу получать большие деньги. Пройти путь от стажера до начальника – большая проблема. Выпускники часто не рассчитывают на стайерскую дистанцию, они – спринтеры и бежать всю жизнь порой не готовы.
— Региональные власти определяют, сколько им нужно профессионалов, а министерство, в зависимости от работы вузов, и успешности их выпускников, выделяет учебным заведениям бюджетные места. Есть ли они в вашем вузе?
— Новая система распределения бюджетных мест зависит в основном от качества образования, и в частности, от величины среднего балла аттестата студентов. Именно этот показатель дает нам возможность получить бюджетные места от министерства. Мы заслужили доверие / Нам доверяет Центр, поэтому нашему колледжу в этом году было выделено более 200 бюджетных мест. Цифра не маленькая. И в высшей школе, ежегодно, количество бюджетных мест продолжает неуклонно расти.
— Как изменилась социокультурная жизнь вуза?
Мы стараемся развивать внеучебную деятельность, чтобы студенты избегали выгорания: проводим крупные мероприятия, в том числе всероссийские и международные. Часто используем для этого свою базу отдыха.
Конечно, пандемия все перевела в формат онлайн, но детям, как и взрослым, нужна живая аудитория. Не хотелось бы, чтобы социальные контакты разрушались.
— Какие изменения произошли после объединения РАНХиГС и Банковского колледжа?
Их масса: мы смогли увеличить контингент в несколько раз, теперь у нас обучается более тысячи студентов; открыли 2 новые специальности. Работа проделана немалая. Преподавательский коллектив практически весь сохранен, а на новые специальности, конечно, мы приглашаем новых подготовленных преподавателей.
— Каковы перспективы развития вуза на ближайшие 2-3 года?
1 сентября 2022 года произойдет очень важное событие в жизни всей РАНХиГС, в Москве будет открыт первый Военный центр. Через год планируется открытие кафедр военного центра в крупных институтах-филиалах. Мы надеемся, что среди них будет и Среднерусский институт управления. Обучение в военном центре позволит получить военный билет вместе с дипломом о высшем образовании, а это расширит возможности для дальнейшего трудоустройства.
Помимо этого, намечается еще одно важное структурное изменение: Орловский государственный университет экономики и торговли выступил с инициативой о присоединении к Среднерусскому институту управления в структуре РАНХиГС. Это позволит нам расширить линейку специальностей как высшего, так и среднего профессионального образования, а по численности студентов наш вуз выйдет на стабильное второе место в регионе.
Важна и хозяйственная сторона нашей деятельности – запланированы ремонты в общежитиях и учебных корпусах. При присоединении университета будет окончательно решен вопрос с проживанием студентов, как института, так и колледжа. Мы планируем, что после завершения объединения, учебный процесс будет проходить в отдельном кампусе для студентов колледжа, и в отдельном для студентов, получающих высшее образование. У нас оптимальная материально-техническая база, которая полноценно работает.
— Как прошло внедрение системы электронных технологий в образовательный процесс в прошлом и в этом году в связи с коронавирусными ограничениями?
Пандемия заставила активизировать работу по внедрению дистанционных образовательных технологий, но это не заменяет личного общения, однако других возможностей нет. Сейчас мы работаем в смешанном формате, часть – очно, часть – онлайн.
Развиваем базу информационно-коммуникационных технологий, стараемся идти в ногу со временем.
— Павел Александрович, благодарим за беседу. И желаем удачи Вам в реализации всех заявленных проектов в образовательной сфере Орловской области.
— Спасибо.