Бакалавры вместо этого будут придумывать стартап. Министерство науки и высшего образования анонсировало изменение подходов к системе и нормам защиты дипломов – программу «Стартап как диплом». Речь идет о том, что итоговой работой бакалавра по окончании 4 лет обучения может стать реальный проект, который потом будет запущен в производство.
Как отмечает эксперт кафедры общих дисциплин Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Ирина Булгакова, в последнее время в вузах много говорится и многое делается для сближения будущего российской науки с реальным сектором экономики. Например, еще в 2010 году в некоторых ведущих университетах был запущен проект «прикладного бакалавриата». Цель его в том, чтобы студент в стенах университета приобретал не только академические знания, но и прикладные навыки, которые могут заинтересовать работодателей.
Новая программа «Стартап как диплом» выглядит логичным продолжением «прикладного» обучения. В идеале диплом-стартап – это проект, который придумывают и разрабатывают студенты, а воплощают потом производственники при помощи бизнеса, который дает на это деньги.
Конечно, нагляднее и понятнее всего такая схема работает в направлениях инженерии и IT-технологиях. Например, электромобиль КАМА-1, который разрабатывался «Центром компьютерного инжиниринга» СПбГУ и заводом КамАЗ и был впервые представлен на выставке ВУЗПРОМЭКСПО в 2020 году.
С IT-технологиями тоже все понятно. Половину крупных соцсетей и других интернет-гигантов основали вчерашние студенты. Победителей турнира ICPC и других престижных IT-чемпионатов зовут в них работать. Иногда крупные компании и сами устраивают подобные состязания, высматривая «золотые головы». И вот, наконец, наша академическая высшая наука решилась включиться в этот процесс.
«Мы внедряем подходы, связанные с изменением системы защиты дипломов, – сообщил замминистра Минобрнауки Григорий Гуров. – Есть отдельная норма, которая уже реализуется, и мы ее развиваем в рамках программы «Стартап как диплом». Выпускная квалификационная работа представляет собой реально существующий бизнес-проект, созданный одним студентом или командой, но может быть и в стадии идеи. Проект должен демонстрировать уровень подготовки выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности».
Как отмечает Ирина Булгакова, перспектива, конечно, в данном направлении есть, однако с реализацией идей могут возникнуть определенные трудности, если все поголовно студенты начнут придумывать стартапы, то вряд ли бизнес будет полностью финансировать воплощение всех идей в жизнь.