В Богоявленском соборе Орла поет единственный в области мужской церковный хор. О красоте и уникальности православного храмового пения рассказывает регент — дьякон Роман Родионов.
– Отец Роман, расскажите о себе и о том, как создавался ваш хор.
– 4 декабря мужскому хору Богоявленского собора Орла исполнилось 9 лет.
Я учился в Сретенской духовной семинарии в Москве, затем в СанктПетербургской духовной академии. Мой отец священник и я с детства мечтал стать священнослужителем. В церковном хоре начал петь еще до поступления в духовную семинарию. Юрий Георгиевич Кокорев – мой первый учитель церковного пения. Однажды он увидел меня на утреннике в воскресной школе и сказал: «Стихи замечательно читаешь, мне кажется, у тебя получится петь». Чтото во мне услышал. Он сел за фортепиано, начал петь, а я стал воспроизводить со слуха. Так и запел. Очень быстро, надо сказать, словно вспышка. Полтора года Юрий Георгиевич нас готовил, а потом мы вышли на клирос в Крестительском храме. Обучаясь в духовной семинарии, я попал в знаменитый хор Сретенского монастыря. Параллельно пел в хоре студентов семинарии. Вернулся в Орел. Меня рукоположили в сан дьякона Смоленского храма. Настоятель отец Александр Прищепа както спросил: «Не хотел бы ты создать мужской хор?». Так в 2012 году мы начали петь в Смоленском храме. А уже в следующем году отца Александра перевели настоятелем в Богоявленский собор. И мы пришли сюда вместе с ним.
– Что представляет собой хор сейчас?
– Сейчас в хоре девять человек. Мы поем на богослужениях в Богоявленском храме по субботам с 17 часов, по воскресеньям с 9 утра и по большим православным праздникам. Помимо призвания для хористов это еще и профессия, так как певчие получают зарплату. Все участники хора имеют музыкальное образование. Ребята все творческие, молодые и амбициозные. Почти все поют еще в хоре филармонии «Лик».
– А в православном хоре бывают творческие разногласия?
– У православных есть поговорка: «Где голосок, там и бесок». У каждого свой характер, свои представления о том, что правильно. Каждый хорист даже посвоему слышит тон. Однако последнее слово должно оставаться за регентом, иначе будет хаос. Так что они понимают меня, я понимаю их.
– Обязательно ли церковному певчему быть верующим человеком?
– Думаю, да. В Москве я сталкивался с певчими, которые ходят в храм как на работу. Но это слышится в звуке. Человек может быть суперпрофессиональным певцом. Однако петь в храме — это особенное исполнение. Оно носит характер не чувственный. Церковный певчий не должен хотеть проявить себя, показать только лишь свое мастерство и умение. Церковное пение должно настраивать на молитвенный лад. Верующий хорист лучше понимает смысл молитв и лучше передает его.
– Вы поете только в храме?
– Прямая наша обязанность — петь на богослужениях. Однако мы с удовольствием выступаем на сцене. Помимо церковного репертуара, поем также русские народные песни. Иногда записываем их в качестве эксперимента. К 10летию хора мы готовим сюрприз для наших прихожан и слушателей. И когда исполняем чтото не во время богослужений, уже можно дать краску, самовыразиться.
– В обществе существует стереотип, что церковная служба — это чтото застывшее, раз и навсегда устоявшееся, отступать от традиций нельзя ни на шаг…
– Так считать верно и не верно одновременно. Существует строгий церковный обиход, и есть авторская музыка. Мы поем как старинные, допетровские знаменные распевы, наследие византийских богослужений, так и более современную музыку. Дань духовной православной музыке отдали такие великие русские композиторы, как Рахманинов, Чайковский, Гречанинов. Духовную музыку пишут и современные композиторы. Есть, например, Сергей Желудков. Разнообразие распевов в рамках богослужения зависит от позволения настоятеля храма и его вкусов. Композиторы могут создавать церковную музыку полностью как авторскую или брать за основу уже существующие в традиции распевы, например, валаамский, соловецкий, киевский. Чтобы сочинить авторскую музыку для храма, надо знать канон. Иначе музыку нельзя будет исполнять при богослужении. Например знаменитое «Всенощное бдение» Рахманинова. При всей его красоте и духовности это произведение невозможно исполнить в храме, поскольку это технически сложная музыка, требующая соответствующей подготовки певцов. В храме исполняются лишь некоторые произведения этого автора. В репертуаре мужского хора множество песнопений, но когда я готовлю службу, стараюсь сделать ее единообразной, гармоничной по тональности, чтобы не было пестроты. Это ведь не концерт. Хотя есть регенты, которые придерживаются другой точки зрения и ценят разнообразие.
– А много ли среди верующих тех, кто настолько тонко разбирается в музыке?
– Вы знаете, разбираются! Конечно, хор не должен услаждать, отвлекать от молитвы, перетягивать внимание на себя, но в то же время не должен раздражать непрофессионализмом. Золотую середину каждый регент ищет сам. Это уже творчество. Также хор еще должен подстраиваться под ритм и темп богослужения, которые задает священник. Здесь должно быть тонкое взаимодействие. И если все это сошлось, богослужение может получиться слаженным. Служба, я думаю, должна иметь и эстетическую сторону. Хор настроит прихожанина на молитву, заставит, может быть, остаться в храме, задать себе важные вопросы. Хор встречает человека, приходящего в храм. И у нас очень благодарные прихожане. Это дает мощный стимул к развитию!
Елена Маслова