Социологическая лаборатория кафедры «Социология и информационные технологии» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации изучила отношение россиян к юмору.
Анализ опроса ВЦИОМ[1] от 6 декабря 2021 г. позволил выявить ряд тенденций. Так, россияне часто бывают уверены в своем чувстве юмора: 40% считают, что обладают им в большой степени (46-53% среди молодежи), 45% полагают, что обладают им в некоторой степени, 9% — только в малой степени. Лишь 4% опрошенных признались, что практически лишены чувства юмора.
Наиболее популярные юмористические программы на телевидении — Comedy Club (20%, 27-39% среди молодежи), КВН (15%, 20% среди 35-44-летних) и «Уральские пельмени» (15%, 23% среди 45-59-летних). При этом 38% – не смотрят юмористические передачи по телевидению.
Российская интернет-аудитория юмористических передач значительно уступает телевизионной, чаще всего россияне смотрят в интернете Comedy Club (4%, 8-9% среди граждан от 25 до 44 лет), «Уральские пельмени» (4%), а также «Что было дальше?» (8-12% среди 18-24-летних). Три четверти россиян (74%) не смотрят юмористические программы в интернете.
Наиболее уместными для шуток россияне считают такие темы, как отношения с начальством (69%), отношения в семье и экономические и социальные проблемы России (по 63%).
По мнению россиян, нельзя шутить над особенностями здоровья других людей (91%), над церковью (80%), национальными особенностями и традициями разных народов, а также над историей России, СССР и Российской империи (по 69%).
Три четверти россиян (77%) отрицательно относятся к черному юмору. Насмешки над смертью, насилием, болезнями и на другими «мрачными» темами большинство (83% среди женщин, 83-87% среди граждан старшего поколения) считают недопустимыми. Только 5% относятся к черному юмору скорее положительно, а 16% — нейтрально или безразлично (26-39% среди молодежи).
Как отмечает эксперт кафедры социологии и информационных технологий Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Анна Алексеенок, большое число людей отрицательно относящихся к черному юмору, свидетельствует о том, что россияне сохраняют нравственные скрепы и грань между приемлемым поведением и аморальным. Черный юмор, состоящий из насмешек, часто с присутствием цинизма, для наших сограждан в большинстве своем недопустим. Популярность юмора указывает на прозорливость, наблюдательность и высвечивает острые, насущные проблемы.
[1] https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/shutki-v-storonu-ili-nad-chem-smejatsja-mozhno-a-nad-chem-ne-stoit