Заметным событием культурной жизни Орла второй половины XIX века стало появление в 1862 году в губернском городе постоянного каменного здания театра.
Сначала его завсегдатаями по большей части были лица дворянского сословия, в нем имелись великокняжеская и губернаторская ложи. В разные годы театр принимал великого князя Михаила Александровича, великую княгиню Ольгу Александровну, ее супруга принца Петра Александровича Ольденбургского, будущего императора Николая II. Зрителем и критиком орловских театральных постановок в 1890е являлся молодой Иван Бунин, сотрудник «Орловского вестника», увлекшийся в Орле драматическим искусством.
Год 1862-й
Губернатором в ту пору был генералмайор граф Николай Васильевич Левашов. Назначение начальником Орловской губернии молодого, энергичного, с богатым послужным списком командующего лейбгвардии стрелковым батальоном Императорской фамилии состоялось в 1861 году и было связано с отменой крепостного права. Тем не менее Н.В. Левашову, правившему губернией «энергично и крайне самовластно», помимо возложенных на него обязанностей по успешному осуществлению крестьянской реформы, удалось реализовать немало полезных проектов, направленных на развитие Орловской губернии.
Здесь же оговоримся, что небольшой срок пребывания Левашова в кресле губернатора (с 1861 по 1866 год) стал для жителей Орла благоприятным периодом, и по ходатайству городского общества ему было присвоено звание Почетного гражданина города. Именно Николаю Васильевичу принадлежала инициатива сооружения в Орле постоянного здания театра. Орловское губернское правление по этому поводу сообщало: «… по неимению в Орле таких общественных удовольствий, которыми могли бы пользоваться лица всех сословий, Г. Начальник губернии распорядился построить в городском саду каменное здание для помещения театра».
Новый театр был возведен на меценатские средства, примерно треть суммы составляли проценты от капитала, пожертвованного «для пособия нуждающимся в хлебе поселянам Орловской губернии» помещиком Дурасовым.
«Не для одной забавы»
Автором проекта театрального сооружения выступил начинающий архитектор Александр Карлович Винберг. Его служебная биография нашла отражение в кратком формулярном списке: после окончания полного курса наук в Строительном училище Главного управления путей сообщения поступил на службу в июле 1851 г. в чине губернского секретаря; 25 июля 1860 г. произведен коллежским асессором; 1го сентября 1865 г. назначен губернским архитектором; наград не имел.
Театр построили в короткие сроки, от его закладки летом 1861 года до открытия 31 июля 1862 года прошел год. Находился он на людном месте, у входа в городской сад. Неподалеку располагались Петропавловский кафедральный собор (на его месте находится областная библиотека им. И.А. Бунина), дом Дворянского собрания, канцелярия и Дом губернатора, губернское правление. На старых открытках хорошо видно, что территория перед театром представляла довольно большую, свободную от застроек площадь, на которую со стороны Болховской улицы (ныне ул. Ленина) выходил городской бульвар. Рядом с театром находилось бывшее здание гауптвахты с устроенным в нем «вокзалом» для танцев и галереей для музыкантов.
Трехэтажное каменное здание театра с деревянным входным портиком имело презентабельный вид. Зрительный зал, рассчитанный на 750 мест, состоял из трех ярусов с креслами и небольших лож. Сцену украшал занавес с изображением города Орла, Оки и любопытной надписью по карнизу: «Не для одной забавы». Одно из помещений использовалось под театральный буфет.
Спустя годы архитектора критиковали за третий, верхний ярус театра, представляющий собой «лабиринт скамеек и барьеров», и за узкие, в виде ломаных линий лестницы, ведущие к выходу. «Страшно и подумать, что здесь может произойти во время пожара и переполоха», – сетовал корреспондент «Орловского вестника».
По распоряжению губернатора театр передали в собственность городской Думе с тем, чтобы часть получаемого от его отдачи в наем дохода в размере до 450 рублей поступала на устройство и содержание в городе училища для осиротивших и бедных детей орловских мещан.
11 сентября 1862 года на заседании Орловского губернского правления по вопросу аренды театра выступил губернатор. Он сообщил, что первоначально городская Дума собиралась подписать соглашение с севским купцом Михаилом Симушиным, который не явился для заключения контракта. В связи с этим обстоятельством граф Левашов предписал отдать театр в аренду поручику Ивану Александровичу Щербине на выгодных условиях…
Характеристику первому антрепренеру нового театра дал Леонид Афонин в книге «Повесть об орловском театре» (Тула, 1965). «Был он, по воспоминаниям современников, жуликоват, с начальством ладил, выгоду свою соблюдал, репертуар пытался начинать водевилями». Этому нелестному отзыву вторят материалы дела, производившегося в Орловском городском полицейском управлении. Суть его в том, что антрепренер Щербина обратился в Орловское городское полицейское управление с прошением о взыскании неустойки с актрисы его драматической труппы Марии Милорадович (по театру – Лейгони), с которой был заключен контракт на зимний сезон 1865–1866 годов, за отказ выступать на орловской сцене. Дворянка Милорадович, в свою очередь, написала в полицию отзыв, объяснив свой поступок невыплатой ей жалованья в назначенный день. Затяжной конфликт был разрешен полицейским управлением в пользу предприимчивого антрепренера.
XX век
К началу XX века здание театра сильно обветшало и уже не отвечало потребностям публики. В феврале 1914 года в городской управе прошло заседание садовотеатральной комиссии, где был рассмотрен проект современного здания театра, авторами которого выступили архитекторы Николаев и Антипов. Тогда же управа решила направить письма в Ярославль, Тулу, Смоленск, Вильно и Уфу с просьбой поделиться опытом в подобном строительстве. Особенно интересовали общая сумма стоимости устройства театра, «каким путем и как были получены средства на постройку», общая площадь здания, количество мест.
Обстоятельный ответ пришел из Ярославля, где в 1911 году был возведен театр им. Ф.Г. Волкова на 1100 мест. Тульская и Смоленская городские управы ответили, что театров у них не имеется. Виленская горуправа сообщила о готовящемся строительстве театра «путем займа под залог городских недвижимых имуществ» стоимостью в 443 тысячи рублей на 1059 зрителей.
Изза начавшейся Первой мировой войны проект Орловской городской управы остался нереализованным. Театральная история продолжалась в старом театре, который в ночь с 6 на 7 октября 1927 года был уничтожен огнем. Все произошло после вечернего спектакля, закончившегося около полуночи, когда публика и артисты разошлись.
Местная пресса тогда опубликовала несколько занимательных материалов и фотографий в связи со случившимся пожаром. В них обсуждали причины происшествия и неграмотные действия пожарных (приехали с опозданием и без воды), вспоминали основателя театра, его актеров и зрителей.
Лариса Кондакова, заведующая отделом использования и публикации документов Госархива Орловской области