Российская экономика уже восстановилась до пандемического уровня после самого резкого за 11 лет спада на 3% в 2020 году, но теперь по мнению эксперта кафедры «Менеджмент и государственное управление» Среднерусского института управления -филиала РАНХиГС Долговой Светланы, она может столкнуться с препятствиями из-за возможного падения цен на нефть, ее основного экспорта, и многочисленных повышений процентных ставок, отмечается что рост российской экономики стимулируется программами расходов на социальные нужды, которым способствуют более высокие доходы от сырьевых товаров.
Эксперт отмечает, что в то время как другие страны использовали пандемию для пересмотра своей экономической политики, запуска амбициозных инвестиционных проектов или ускорения перехода к «зеленой» экономике, подход России заключался в том, чтобы как можно скорее вернуться к обычному бизнесу, рассматривая последствия коронавируса как подтверждение своей правоты, рассматривая модель стабильности по сравнению с ростом, и пытается утвердить ультраконсервативную политику, а это означает сильные государственные финансы и еще больший отход от мировой экономики, что приводит к снижению роста и дальнейшему давлению на домохозяйства.
Все ограничения направлены на диверсификацию доминирующей роли нефтегазового сектора в экономике, слабое управление, высокую уязвимость к геополитическим рискам, слабую физическую инфраструктуру, высокое неравенство доходов и неэффективную социальную сеть безопасности.
Официальные планы правительства по доходам и расходам на следующие три года, которые были приняты парламентом в декабре 2020 года, являются явным показателем того, как оно настроено на преодоление ограничений и решение дилеммы между поддержкой более высоких темпов роста и фискальной стабильностью.
Государственный долг чрезвычайно низок, около 18% ВВП, и 80% этого долга номинировано в рублях, что является формой защиты на случай, если Россия подвергнется санкциям, блокирующим ее доступ к международным финансовым рынкам.
Сейчас все силы правительства сосредоточены на макроэкономической ситуации, стабильности и своей консервативной политике, в свою очередь, прослеживается отказ от региональной политики и политики предоставления более качественных услуг населению.
Планы национального проекта, которые охватывают все, от новых дорог и мостов до ремонта жилья, и улучшения здравоохранения, уже отставали от графика до того, как разразился коронавирус.
Рост цен также высветил ключевой недостаток в подходе правительства к тому, чтобы поставить стабильность от международных потрясений выше долгосрочного роста и процветания — растущее общественное недовольство.
Высокие цены обычно называют россиянами проблемой номер один, стоящей перед страной, а уровень жизни по-прежнему снизился примерно на 10% по сравнению с 2013 годом, заявление о том, что в стране необходимо увеличение реальной заработной платы не менее чем на 2,5% в год с инфляцией выше 8% может подорвать или заставить переосмыслить подход правительства, ориентированный на стабильность.
Инфляционное давление, вероятно, влияет на популярность правительства, что может привести к пересмотру консервативных прогнозов и увеличению средств, направляемых на поддержание и повышение уровня жизни.
Высококонтагиозный вариант COVID-19 Omicron вызывает новые волны инфекций, человеческие и экономические потери от пандемии могут снова возрасти и в этой ситуации без скоординированного и устойчивого глобального подхода к сдерживанию COVID-19, который включает всеобщий доступ к вакцинам, пандемия будет по-прежнему представлять наибольший риск для всеобъемлющего и устойчивого восстановления экономики.