Социологическая лаборатория Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС изучила данные исследования о том, без чего россияне не представляют своего дня.
Анализ опроса ВЦИОМ[1] от 17 января 2022 г. выявил интересные тенденции. Так, выяснилось, что свой привычный день россияне не представляют без работы (31%), без родных и близких (15%), мобильного телефона и других гаджетов (13%). Каждый десятый назвал продукты питания (10%), по 9% — детей и внуков, личный и общественный транспорт, а также деньги.
По результатам исследования были выделены топ-5 атрибутов привычного дня в разном возрасте.
Молодые россияне 18-24 лет чаще называли мобильный телефон и другие гаджеты, как важную составляющую обычного дня (31%), на втором месте для них — продукты питания (27%), в этой возрастной группе такой ответ давали почти в три раза чаще, чем россияне в целом (10%). Работа и интернет у молодежи на третьем месте (по 19%), на четвертом — транспорт, личный и общественный, а также общение и встречи (по 12%), на пятом — близкие люди, музыка и сон (по 10%). Сон как составляющую привычного дня граждане 18-24 года называли в пять раз чаще, чем россияне в целом (2%).
Граждане в возрасте 25-34 лет не представляют свой день, прежде всего, без работы (33%), далее следуют мобильный телефон и гаджеты (17%). Родные и близкие на третьей строчке (16%), на четвертой — транспортные средства (13%), замыкают пятерку продукты питания (12%).
Россияне 35-44 лет чаще, чем другие возрастные группы, называли работу (43%), родных и близких как неизменную составляющую своего дня в этом возрасте также называли чаще всего — каждый пятый опрошенный (22%), на третьем месте — транспорт (15%), на четвертом — мобильный телефон и гаджеты (13%). Для каждого десятого в привычном дне важны интернет и соцсети (11%).
Не представляют свои будни без работы 39% 45-59-летних граждан России, без родных и близких — 16%, без денег — 11%, без мобильного телефона — каждый десятый (10%), а замыкают список пяти самых важных составляющих привычного дня чай и кофе (9%).
Россияне 60+ не представляют свой день также без работы (18%), для каждого десятого в этом возрасте привычный день не обходится без родных и близких, а также телевизора (по 10%), на третьей строчке — дети и внуки, а также мобильный телефон (по 9%), общение и встречи в течение дня важны для 8%, на пятой позиции — деньги (5%).
Эксперт кафедры социологии и информационных технологий Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Анна Алексеенок считает, что чем старше человек, тем больше для него представляют важность работа и семья. Для молодого поколения – гаджеты и интернет. С возрастом человек становится более сентиментальным, и главными ценностями для него становится уверенность в завтрашнем дне и близкие люди.
[1] https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/objazatelnye-veshchi-ili-bez-chego-my-ne-myslim-svoi-den