В последнее время широко, особенно среди подростковой молодежи, распространено противоправное действие, именуемое «зацепинг», также «трейнсерфинг», или «трейнхопинг». Под этим понятием понимается — езда на крыше транспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами, передвижение на поездах с их внешней стороны, в том числе на крышах переходных площадках, в открытых кузовах либо с боковых или торцевых сторон вагонов или в подвагонном пространстве на элементах наружной арматуры подвижного состава.
15 февраля 2022 года, на пленарном заседании Государственной Думы РФ, был рассмотрен и принят в первом чтении, законопроект «О внесении изменения в статью 11.17 КоАП РФ», в котором предлагается изменить сумму штрафа за нарушение ряда правил поведения на железнодорожном транспорте со 100 рублей до четырех тысяч.
Размер штрафа, назначаемого за нарушение правил поведения граждан на железнодорожном транспорте, не менялся с момента принятия первоначальной редакции КоАП РФ, то есть на протяжении 20 лет, и в настоящее время составляет 100 рублей.
По мнению эксперта кафедры «Политология и государственная политика» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации Геннадия Мартынова, в сознании молодежи, особенно несовершеннолетних, отражаются современные представления о зацепинге или трейнсерфинге, как таких экстремальных развлечениях.
В современных условиях зацепинг влияет на процесс социализации, формирование в подростковом сознании «Образа Супер Я» у достаточно большого числа молодежи.
Из истории зацепинга можно проследить, что данное явление всегда было широко распространено среди подростков из неблагополучных семей, молодых хулиганов и других представителей маргинальных слоёв общества, а в последнее время развитие этого опасного явления связано с излишним вниманием к зацепингу со стороны средств массовой информации.
Зацепинг (трейнсерфинг) — это социально опасное явление, схожее с мелким хулиганством, одно из проявлений девиантного поведения молодежи.
Поэтому значительным фактором, влияющим на эффективность профилактических и превентивных мер в отношении данного правонарушения, является несоразмерность наказания степени его общественной опасности.
В связи с этим законопроект предусматривает усиление административной ответственности за посадку или высадку граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно за самовольную, без надобности, остановку поезда либо проезд в грузовом составе, а указанные действия будут наказываться штрафом в размере от 2 до 4 тыс. рублей.