1 марта 2022 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации устанавливающее принципиально новый подход к процедуре государственной аккредитации образовательной деятельности. Напомним, что Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» помимо государственной аккредитации предполагает такие оценочные процедуры как общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.
Эксперт кафедры «Политология и государственная политика» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, эксперт НАСДОБР Оксана Малахова считает, что потенциал профессионально-общественной аккредитации образовательных программ явно недооценивается образовательными организациями. А ведь при проведении государственной аккредитации учитываются не только сведения о результатах мониторинга в системе образования, но и независимой оценки качества образования и профессионально-общественной аккредитации.
Базовым отличием государственной аккредитации (устанавливающей соответствие установленным аккредитационным показателям) от профессионально-общественной аккредитации (устанавливающей соответствие выпускника определенной профессиональной деятельности (области профессиональной деятельности), является возможность глубокой персонификации критериев оценки. При прохождении процедуры государственной аккредитации не ставится задача быть лучшим на рынке образовательных услуг, сформировать содержательную и востребованную образовательную программу, уникальную образовательную траекторию. Достижение минимальных пороговых значений по аккредитационным показателям не стимулирует образовательную организацию к творчеству, развитию и углублению, вариативности образовательных треков обучающихся. Восполнить этот значимый содержательный пробел способна профессионально-общественная аккредитация.
«Решаясь пройти процедуру профессионально-общественной аккредитации, образовательные организации и руководители образовательных программ должны очень тщательно изучить регламентирующие нормативные акты и деятельность организаций, предоставляющих такие услуги. Особое внимание следует уделить наличию утвержденных профессиональных стандартов в той сфере (области) профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники образовательной программы. Не меньшее значение имеет вопрос наделения организации полномочиями на проведение профессионально-общественной аккредитации, которую осуществляет совет по профессиональным квалификациям в определенной области профессиональной деятельности» – советует Оксана Малахова.